В ознаменование 80-летия Победы многонационального советского народа СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов нынешний 2025 год объявлен ФНПР «Годом трудовой доблести «Всё для Победы!». В этой статье вашему вниманию предлагается хроника славных дел и побед трудового коллектива Калужского машиностроительного завода (ныне АО Калугапутьмаш) в годы той давней войны. Смотрите и читайте как жили, трудились, боролись с трудностями и воевали наши калужские машиностроители, наши ветераны, какими они были и какими обязаны быть мы с вами. Другого нам не дано…

Первым директором Калужского машиностроительного завода был Каралефтеров Дмитрий Константинович (25.05.1901 — 27.11.1975), участник Гражданской войны, член ВКП(б), арестован 12 июля 1936 года, 11 сентября 1936 года обвинён в контрреволюционной деятельности и руководстве троцкистским заговором, который имел отношение к убийству партийного руководителя Ленинграда Сергея Кирова. Д.К. Каралефтерова приговорили к пяти годам ссылки в северных лагерях в Оротукане Магаданского края, затем досрочно освободили и реабилитировали. Работал директором золотого прииска «Днепровский» и как условно освобождённый награждён знаком «Отличнику Дальстроевцу» и Орденом «Знак Почёта».
До этих событий Д.К. Каралефтеров с 1930 года — начальник-директор Калужского машиностроительного завода НКПС, докладчик и автор постановлений I заводской партийно-технической конференции 05.01.1935 года, автор книги об организации производства на предприятии «Время пришло, сказки становятся былью», руководитель внедрённой впервые в мире системы диспетчеризации производства, централизованного контроля и непрерывного оперативного руководства ходом производственных процессов, что позволило сократить производственные потери с 35–50% до 3–5%. Дмитрий Константинович Каралефтеров формально оставался начальником завода до решения закрытого партсобрания Калужского машиностроительного завода НКПС 23 июля 1939 года об отстранении его от работы.
С 13 июля 1936 года обязанности директора Калужского машиностроительного завода исполнял технический директор Капитон Николаевич Свешников (фото не обнаружено). Постановлением ЦИК СССР от 04.04.1936 года «О награждении работников железнодорожного транспорта» за перевыполнение государственного плана железнодорожных перевозок 1935 года и 1 квартала 1936 года, за достигнутые успехи в деле лучшего использования технических средств железнодорожного транспорта и его предприятий Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановил наградить руководителей, политработников, рабочих и работниц — стахановцев железнодорожного транспорта — по 31 железным дорогам, Московскому метрополитену, железнодорожному строительству, заводам и предприятиям НКПС. Этим постановлением технический директор Калужского машиностроительного завода Свешников К.Н. был награждён Орденом «Знак Почёта». Всего этим орденом было награждено 437 работников железнодорожной отрасли. Этим постановлением за подписью Председателя ЦИК Союза ССР М. Калинина, И. о. Секретаря ЦИК Союза ССР И. Уншлихта Орденом Ленина было награждено 170 работников отрасли. (Источник: Москва, Кремль. 4 апреля 1936 г. Опубликовано в № 81 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 5 апреля 1936 г.).
В 1936 году план выпуска продукции (55 000 000 руб.) Калужскому машиностроительному заводу был увеличен на 35% по сравнению с 1935 годом, а производительность труда должна была повыситься на 21%. Рост заработной платы при этом был запланирован на 7%. Себестоимость продукции по плану сокращалась на 8,3%. При этом в 1936 году почти вся продукция завода должна была быть новой, новых проектов. Страна готовилась к войне…
Свешников Капитон Николаевич, 1904 г. рождения в г. Суздаль, Ивановской обл., член ВКП(б), в 1938 году работал начальником технического отдела Кировского машзавода, г. Киров, Калужской обл. обвинён по ст. 58 пп. 8, 9, 11 УК РСФСР «за контрреволюционную деятельность», лишен ордена Знак Почёта, 8 апреля 1938 года был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР, приговорён и расстрелян в апреле 1938 года в г. Москве. (Источник данных: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Калужской обл.; Государственный архив Российской Федерации. Фонд № Р-7523. Опись № 60. Единица № 19.). Страна готовилась к войне…
В 1937 году государственный план выпуска продукции Калужским машиностроительным заводом (70 000 000 руб.) был значительно перевыполнен и в строй вошёл первый путеукладочный поезд системы заводского изобретателя Владимира Ивановича Платова. Путеукладчик системы В.И. Платова является наиболее производительным по сравнению с другими. В его комплект входят укладочный кран, погрузочный кран, моторная платформа и съемное оборудование (роликовый транспортер, скобы автоматического стыкования, лыжи и др.).
Владимир Иванович Платов (1904-1977) — советский инженер-механик и полковник-инженер, один из создателей индустриального метода ведения путевых работ. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1949).
Сын железнодорожника-токаря Калужских мастерских Сызрань-Вяземской железной дороги Владимир Иванович Платов с 15-летнего возраста работал помощником электромонтёра калужской городской электростанции. В 1927 году окончил годичную школу авиаспециалистов. Член ВКП(б) с 1929 года. С 1930 года работал на Калужском машиностроительном заводе НКПС. Без отрыва от производства окончил 4 курса МЭМИИТ (позднее, перед поступлением в аспирантуру, ему был выдан вузовский диплом). Незадолго до начала войны переведен в Москву в ВНИИЖТ. Там он отработал 30 лет, в том числе в должности руководителя ПКБ ЦНИИ по проектированию путевых комбайнов. К 1939 году разработал конструкцию отечественного путеукладчика.
Впервые он был применён при срочном строительстве железнодорожной линии Борзя — Баин-Тумен в Монголии протяженностью в 324 километра, оно было осуществлено в кратчайшие сроки (76 дней, август — ноябрь 1939 года). По сути, эта стройка и стала испытанием нового путеукладчика, который показал там себя исключительно надёжной и высокопроизводительной машиной; сам В. Платов участвовал в работе на этой стройке на всём её протяжении. Затем В. Платовым были созданы и другие путевые машины.
21 ноября 1937 года директором Калужского машиностроительного завода НКПС был назначен Николай Дмитриевич Соколов, проработавший в этой должности до 22 марта 1939 года. Для усиления производственных мощностей Калужского машиностроительного завода НКПС в 1936-1937 годах была построена и введена в строй заводская ТЭЦ с брызгательным бассейном и создан отдел главного энергетика В.Н. Перерушева. В 1938 году в государственном плане уже было предусмотрено производство товаров народного потребления на 200 000 руб., а в 1939 году – на 500 000 руб.
После начала в 1939 году войны с Финляндией Калужскому машиностроительному заводу НКПС поручают производство военной оборонной продукции. В кратчайшие сроки было выделено специальное помещение, построены фундаменты и смонтировано спецоборудование, на котором делались снаряды. Все технические и технологические проблемы и трудности успешно решались и преодолевались под персональным ответственным руководством начальника цеха А.С. Рачкова, руководителя технического бюро К. Васильева, начальника планово-распорядительного бюро К.В. Осипова, начальника литейного цеха М.А. Болховитина и начальника тех бюро Бадина. Директором по спецпроизводству был назначен начальник инструментального цеха Я.Я. Белянов. При этом разработанный К. Васильевым способ крепления головки снаряда к корпусу, был принят и утверждён Главным артиллерийским управлением ВС СССР и распространён для обязательного внедрения на всех снарядных заводах страны.
22 марта 1939 года директором Калужского машиностроительного завода приказом НКПС был назначен Дмитрий Николаевич Палачёв, 1901 г. рождения в дер. Сергиевская-Боровая, Новодеревенского района, Рязанской области, русский, образование высшее техническое.
В 1940 году Калужский машиностроительный завод НКПС почти полностью перешёл на производство военной продукции: в 1-м цехе изготавливали миномёты, в 6-м цехе – узлы для зенитных орудий, в спеццехе – снаряды, в литейном цехе – отливка головок фугасных авиабомб. При этом завод продолжает выпускать путеукладчик системы Платова, мотовозы, автомотрисы, передвижные компрессорные и электростанции, бензиновые и дизельные моторы, самоходные ремонтные дрезины и грузовые мотодрезины типа АГ-3.
В начале 40-х годов XX века завод расширил свою территорию и построил водопровод, канализацию, нефтепровод, паропровод, кабельную сеть, пожарное депо, здравпункт, собственную телефонную станцию, заводское бомбоубежище. Объём выпускаемой продукции заводом вырос за годы первых пятилеток в 19 раз! Работать на Калужском машиностроительном заводе НКПС было выгодно, престижно, интересно и значимо, поэтому на заводе усиленно поддерживали трудовые династии калужан, общий трудовой стаж которых составлял уже сотни лет. Также быстро и эффективно завод строил жильё для заводчан – многоэтажные дома общей жилой площадью 12 300 кв. м. К 1941 году опасность войны с фашистской Германией стала реальностью и на заводе были организованы группы самозащиты, курсы оборонно-массовой работы, учения ОСОАВИАХИМ, сдача норм ПВХО, ГТО и «Ворошиловский стрелок».
В среду 18 июня 1941 года трудовой коллектив Калужского машиностроительного завода НКПС рапортовал о досрочном выполнении государственного шестимесячного плана производства продукции. Через три дня, в воскресенье 22 июня 1941 года в 04:00 утра фашистская Германия вероломно напала на СССР и началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Завод сразу же начал работать по законам военного времени.
Железные дороги и государственные (казённые) заводы МПС России и НКПС СССР всегда были на полувоенном положении, с твёрдой государственной дисциплиной производства, выполнения планов и госзаказов, подготовки и использования кадров, поэтому трудовой коллектив Калужского машиностроительного завода НКПС встретил начало Великой Отечественной войны без паники, стойко и мужественно.

На митинге, состоявшемся после объявления по радио о начале войны рабочие Калужского машиностроительного завода НКПС говорили: «Ровно 22 года назад здесь же, на канаве бывших Калужских железнодорожных мастерских, мы собирались по призыву Владимира Ильича Ленина идти на фронт защищать свою родную землю. В те дни мы сумели наголову разбить врага и выполнить свой священный долг… Победа всё равно будет за нами!» (Токарь-стахановец цеха №12 Алонцев).
«Зарвавшиеся фашисты напали на нас, но мы на удар ответим тройным ударом. Наша задача сейчас – работать по-стахановски на всех участках производства» (начальник передового цеха №4 Матросов).
«Товарищи женщины! К вам моё слово. Работать, хранить свой завод и, если потребуется, заменить своих мужей у станков, на паровозах, в шахтах! Я уверена, что мы, женщины, вполне справимся с той работой, которую выполняют на фабриках и заводах наши мужья» (стахановка цеха №10 Скобло). (Источник: В.Е. Продувнов. Этапы большого пути. Калуга. Изд. И. Бочкарёвой.1999. – Стр. 89-90).
Главным лозунгом для всего советского народа в годы войны стали слова: «Всё для фронта! Всё для Победы!». Этот лозунг РКП(б) впервые возник вскоре после Октябрьской революции и начала Гражданской войны. Теперь он стал основным после директивы Совета народных комиссаров от 29 июня 1941 года и публично впервые был провозглашён И. В. Сталиным 3 июля 1941 года в ходе его выступления по всероссийскому радио.
Калужский машиностроительный завод НКПС с первых дней получил государственный военный оборонный заказ. Для скорейшего выполнения этого госзаказа было организовано боевое соревнование между бригадами, сменами, цехами, работниками: более 90% рабочих, ИТР и служащих завода взяли на себя высокие социалистические обязательства. Некоторые рабочие выполняли по 2 или 3 сменных задания за один рабочих день. Все комсомольцы и коммунисты – работники завода были стахановцами. На заводе установилась строгая система проверки качества изделий: тщательно проверялось пробное изделие и только после всесторонней проверки оно запускалось в массовое производство. Повсеместно в промышленности страны бракоделы приравнивались к саботажникам…

В начале войны около 1000 работников завода ушли на фронт, среди них – 28 женщин. Более 60 комсомольцев и коммунистов завода требовали отправить их добровольцами на фронт. Заводские коммунисты-добровольцы приняли бой с фашистами под городом Ярцев в Смоленской области. В первые же дни войны на заводе были организованы истребительные отряды общей численностью 300 человек для борьбы с шпионами, диверсантами, наводчиками, мародёрами и саботажниками. Командиром истребительного отряда заводчан был назначен И.К. Смирнов – член ВКП(б) с 1930 года, заместитель начальника отдела снабжения завода. Комиссаром отряда назначен И.И. Бохенский, заместитель секретаря парткома завода. Заводской истребительный отряд был разделён на две группы, которые дежурили на территории города Калуги и на заводе через сутки. 2 октября 1941 года истребительный отряд Калужского машиностроительного завода НКПС занял оборону на линии от станции Тихонова Пустынь Угорского моста железной дороги.
Для обеспечения работы завода в условиях налёта вражеской авиации были сформированы отряд МПВО и цеховые санитарные команды. На территории завода были отрыты «щели» — многочисленные убежища в земле. Заводская организация ОСОВИАХИМ развернула массовое обучение работников завода и членов их семей способом противовоздушной и противохимической защиты. На заводе и в рабочих кварталах города были обустроены укрытия от бомбёжки, бомбоубежища. На заводе соблюдался режим маскировки зданий и светомаскировки.
Калужане и работники Калужского машиностроительного завода НКПС приняли активное массовое участие в строительстве инженерных оборонительных сооружений. Иван Иванович Бохенский был назначен комиссаром комсомольского эшелона, который в 1941 году отправлялся из Калуги для строительства третьей линии обороны Москвы. Начальником эшелона был назначен Ефим Георгиевич Сверчков, замсекретаря партбюро электромеханического завода. Под Москвой были отрыты десятки километров противотанковых рвов, изготовлены сотни противотанковых «ежей» из сваренных рельсов, установлены и смонтированы противопехотные проволочные заграждения.
В 1941 году Калужский машиностроительный завод НКПС передан в НКВ и переименован в завод №589 НКВ в ведении отдела зенитной артиллерии №2. Приказ Государственного комитета обороны СССР об эвакуации Калужского машиностроительного завода № 589 был издан 3 октября 1941 года. 4 октября была создана комиссия об эвакуации, а 6 октября в Красноярск был отправлен первый эшелон с оборудованием и специалистами. 10 октября 1941 года из Калуги в Красноярск убыл последний эвакуационный эшелон. В конце октября 1941 года возникла угроза захвата Калуги фашистскими войсками…
По приказу НКВ от 6.11.1941г. заводы № 4, №586 и №589 объединены в единый завод № 4 им. Ворошилова.
Что представляла собой Калуга в 1941 году? Территория Калуги на востоке, если не учитывать поселок Бушмановку и пригород Киевку, заканчивалась улицей Красной (сегодня — ул. Маршала Жукова) около нынешнего сквера. Чуть ниже, со стороны улицы Никитина, она доходила до 35-го завода, еще ниже, на юго-востоке, заканчивалась заводом «Гигант». На северо-западе Калуга ограничивалась районом Комсомольской рощи, на севере — железнодорожным вокзалом. До начала войны в городе было 117 магазинов, 39 заведений общепита (кафе, столовые, буфеты и рестораны), театр, концертный зал, центральное кино (кинотеатр «Центральный») и кинотеатр «Ударник» (сейчас — ТЮЗ на ул. Театральной). В городе были разбиты два парка и скверы. Конечно же, работали художественный и краеведческий музеи, Дом-музей Циолковского, библиотеки, клубы при заводах, ДК «НКПС» (впоследствии – Клуб калужского машзавода), два стадиона и 19 начальных школ.

Думаю, не стоит упоминать о том, что в первые дни войны большинство мужчин ушли на фронт, согласно архивным данным – это более 15 000 жителей. Выпускники калужских школ, которых я упомянул в начале статьи, а также рабочая молодежь 25 июня 1941-го влились в ряды специального строительного отряда. Молодых калужан отправили на строительство 3-й оборонительной линии вокруг Москвы, их было 2 500. Об этом отряде писала в газете «Молодой ленинец» литератор Ольга Еремина.
И снова дадим слово Владимиру Морозову, который рассказывал, что 10 октября город был похож на муравейник. «Жители бегали по городу и что-то несли. Склады и магазины были открыты, если закрыты, то люди разбивали окна. В тот день мы с мамой тоже ходили в поисках продуктов. В ближайшем хлебном магазине нам досталась мука с битым стеклом…».
Еще через два дня, вечером 12 октября 1941 года, в Калугу вошли немцы. Но это уже другая история.
К слову, есть легенда, что калужане встречали немцев хлебом-солью. Уверен в том, что это миф, потому что ни один рассекреченный документ, в частности, дотошно составленные документы НКВД периода октября — декабря 1941 года, не указывают на это. Ни одной фотографии подобного плана не существует. Известная документальная кинохроника вступления немецких войск (сделанная нацистами) в наш город также отрицает этот отвратительный миф.

Калужский машиностроительный завод НКПС было решено эвакуировать в Красноярск. Первый эшелон с оборудованием, станками и персоналом завода был отправлен 6 октября 1941 года, а 10 октября под бомбёжкой и артобстрелом фашистов – последний. 10 октября 1941 года был последним днём работы Дмитрия Николаевича Палачёва в должности директора Калужского машиностроительного завода.
Проявив исключительное мужество и организованность, работники завода смогли обеспечить эвакуацию всего основного оборудования предприятия и квалифицированных кадров. Прибыв в Красноярск, они сумели в короткие сроки смонтировать оборудование и уже 7 декабря 1941 года рапортовали о начале выпуска военной техники для фронта. Уполномоченный Государственного Комитета Обороны (ГКО) благодарил коллектив эвакуированного Калужского машиностроительного завода; многие работники были награждены правительственными наградами, почетными грамотами и другими видами поощрения военного времени. В Красноярске заводом руководил М.А. Болховитин, который впоследствии был оставлен в городе секретарём райкома партии.
Тем временем в Калуге 13 октября 1941 года начались тяжёлые 79 дней немецкой оккупации. В городе оставалось около 400 человек, работавших на Калужском машиностроительном заводе, но фашисты не восстанавливали завод, так как он перед эвакуацией был полностью приведён не в рабочее состояние. Фашисты сумели только наладить работу ТЭЦ завода и ЦЭС города. На заводе «работало» только некое «техбюро», в задачей которого были сбор разбросанных чертежей и заводских документов, перевод их на немецкий язык и восстановление заводского архива технической документации.
5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии, в середине декабря немцы потерпели поражение под Тулой. Бои за освобождение Калуги начались 21 декабря, в 4 часа утра. По приказу командующего Западным фронтом Г.К. Жукова, в составе 50-й армии была создана специальная подвижная группа войск под командованием заместителя командующего армией генерал-майор В.С. Попова. В результате ожесточённых боёв рано утром 30 декабря 1941 года Калуга полностью была очищена от гитлеровцев. При этом в наступающих советских войсках бытовала поговорка: «Бей фашистскую зверюгу, освобождай Калугу».
Оставшиеся в городе работники Калужского машиностроительного завода НКПС сразу же после освобождения города от фашистов приступили к восстановлению завода уже 5 января 1942 года. На заводе нашлось спрятанное дизельное топливо, специально оставленный дизель мощностью 140 л. с., сохранённое оборудование заводской ТЭЦ, что позволило дать заводу электроэнергию, пар, тепло и воду.

С запуском ТЭЦ энергия пришла на станцию «Калуга-1», в больницы города, госпитали и иные учреждения. В цехах и домах рабочих тепло поддерживалось печками-буржуйками, которые топили углем и коксом из тайников литейного цеха. Работник завода Николай Павлович Ратьковский сумел сохранить и утаить от немцев важные документы: план завода с коммуникациями электросетей, водопровода, воздухопровода, нефтепровода, канализации, ж/д путей и других коммуникаций, подготовленный немецкими специалистами-офицерами. Перед отступлением, 28 декабря 1941 года, немецкое оккупационное командование приказало сапёрной команде взорвать заводскую ТЭЦ, парокотельный цех, деревообрабатывающий и заготовительный цеха, но немцам это не удалось сделать – они бежали из города под натиском войск Красной Армии.
В январе 1942 года в Калугу вернулась часть специалистов и рабочих эвакуированного Калужского машиностроительного завода. Немногочисленный коллектив активно восстанавливал завод: разбирались завалы в цехах; очищались здания; собиралось и учитывалось оставшееся оборудование, сырьё, средства и инструмент; расчислялись ремонтировались заводские ж/д пути; со станций Тихонова Пустынь, Муратовка и Ферзиково было возвращено похищенное гитлеровцами заводское оборудование и запасы. При этом работа завода в сложнейших зимних условиях буже велась организованно и приказом по заводу от 16 января 1942 года был установлен режим рабочего дня для всех категорий рабочих и служащих с 8 часов до 16 часов 30 минут с перерывом на обед с 12 до 12 часов 30 минут. С 19 января 1942 года на заводе была установлена система входа-выхода по пропускам.
В первую очередь на заводе заработали ремонтно-механический и ремонтно-строительные цеха, а также – инструментальный цех. 27 января 1942 года ТЭЦ завода дала электричество заводу и городу в полном объёме. К концу января заработали кузнечный и чугунолитейный цеха. 3 февраля 1942 года директором завода был назначен Николай Дмитриевич Холодков, 1906 года рождения, в 1933-1937 годах начальник цеха, главный механик, начальник планово- производственного отдела на Калужском машиностроительном заводе НКПС. С сентября 1952 по 1959 год Н.Д. Холодков будет председателем Калужского горисполкома, с 1959 года — начальник Калужского областного управления местной промышленности. Награждён орденом Ленина, медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1974 году был похоронен на Пятницком кладбище в Калуге.
В марте 1942 годы в невероятно трудных условиях группа работников завода, среди которых было много женщин и подростков, начала восстановление моторосборочного цеха, помещения цеха №11, кузнечного и литейного цехов, в которых одновременно начался ремонт боевой техники для Красной Армии, в том числе и танков. В августе 1942 года на заводе было освоено производство 5-ти видов машин и механизмов экипировки паровозов и восстановления разрушенных железных дорог. 14 марта 1942 года Калужский машиностроительный завод был включён в состав предприятий Управления заводами железнодорожного машиностроения НКПС. По плану и госзаказу завод должен был полностью восстановлен и заработать по новой специализации к 15 апреля 1942 года. С этого времени завод в рапортах и деловом обиходе начали называть «Калужский машзавод».

В первом квартале 1942 года на Калужский машзавод были командированы 20 инженерно-технических работников и начато возвращение ранее эвакуированных работников. К концу мая 1942 года были восстановлены и пущены в работу: заготовительный, кузнечный, чугунолитейный, сталелитейный, механический, ремонтно-механический цеха, цех сборных железных конструкций, ремонтно-строительный цех, электроремонтный цех, инструментальный цех, ТЭЦ. На заводе было отремонтировано и установлено 190 металлорежущих станков, 19 единиц кузнечно-прессового оборудования, 17 деревообрабатывающих станков, более 40 единиц другого оборудования, машин и механизмов. На восстановление завода было выделено 1 700 000 рублей, но значительная часть оборудования, инструментов и оснастки были изготовлены заводчанами своими силами.
В июне 1942 года Калужский машзавод начал производство полного цикла. О темпах производства говорят цифры статистики: в январе 1942 года выпущено военной продукции на 5000 рублей, в феврале 1942 года – на 440 000 рублей. С апреля 1942 года начато производство гражданской продукции: кроватей, табуреток, стульев, столов и других бытовых изделий. В августе 1942 года Калужский машзавод за перевыполнение государственного заказа и хорошие экономические показатели получил переходящее Красное знамя ВЦСПС и НКПС – весьма значимую и весомую в то время награду. Такие красные знамёна выдавались Калужскому машзаводу в сентябре 1942 года и последующие месяцы.
В 1942 году на Калужском машзаводе НКПС работало более 700 женщин, почти 300 из низ стали квалифицированными токарями, фрезеровщиками, формовщиками, сборщиками. При этом в 1942 году было выпущено продукции на 18 500 000 рублей. В 1943 году заводу была поставлена задача освоить выпуск остро необходимые для экономии нефти и нефтепродуктов на фронте газогенераторные установки. За 15 дней эта задача была выполнена. Такими же темпами были освоены выпуск дизель-копров и углепогрузчиков. Однако для таких работ нужны были квалифицированные кадры и в 1943 году, когда на заводе работало 817 стахановцев-наставников (47% от всего трудового коллектива), было обучено 242 человека, в том числе 155 человек в ходе индивидуального обучения-наставничества. В стахановских школах было обучено 87 новых молодых рабочих. В 1943-1944 годах на заводе ежегодно готовились более 400 квалифицированных рабочих и специалистов.
15 апреля 1943 года Указом Президиума ВС СССР было введено военное положение на всех железных дорогах и железнодорожных предприятиях. Ответственность за проступки устанавливались наравне с военнослужащими Красной Армии по законам военного времени. Руководству железнодорожного транспорта присваивались воинские звания. Директору Калужского машзавода Н.Д. Холодкову было присвоено звание генерал-директора тяги III ранга.
В 1943 году Калужский машзавод освоил 10 новых видов машин, в том числе паровые 6-ти тонные краны на железнодорожном ходу, дизель-копры, паровые котлы системы Шухова-Сарафа, дезинфекционные камеры на базе автомобиля ЗИС-5 для санитарных батальонов, одноосные автоприцепы, столбостав для сапёрных подразделений. Инструментальный цех завода изготовил 182 приспособления и кондуктора, 2250 единиц специального режущего инструмента, 535 единиц специализированного измерительного инструмента, 216 единиц вспомогательного станочного инструмента. В 1943 году заводские изобретатели и рационализаторы подали более 340 рацпредложений, экономический эффект которых составил более 425 000 руб. В результате рационализации производства сэкономлено 113 тонн топлива, 750 тонн нефти, 325 тонн металла, 1600 кубометров леса, 440 000 киловатт-часов электроэнергии. (Книга: Этапы большого пути. В.Е. Продувнов. Изд. Н. Бочкарёвой. 1999. – Стр.108).
Традиционно, в условиях дефицита продовольствия и тягот военного времени, заводчане использовали под подсобное хозяйство Калужского машзавода 1345 гектаров земли. В подсобном заводском хозяйстве в 1943 году содержалось: более 30 коров, около 20 голов свиней, 500 голов птицы. В результате было произведено около 300 тонн зерна, 920 тонн овощей, 840 тонн картофеля, 16,5 тонн ягод, большое количество молока, мяса и яиц. Также завод помогал пригородным колхозам и МТС ремонтировать сельскохозяйственные машины и механизмы, изготавливались запасные части к ним.
Фронт борьбы с гитлеровцами был всего в нескольких десятках километров от Калуги и рабочие, специалисты, мастера, начальники и ИТР Калужского машзавода работали в 1943 году самоотверженно, героически, с полной самоотдачей, потому что все понимали, что от их работы в тылу фронта зависит перелом в войне. При этом на регулярных заводских субботниках в 1943 году было восстановлено 11 500 кв. метров жилья, на которых проживало около 1700 заводчан и членов их семей; при заводе действовали детские ясли на 100 мест и детский сад на 200 мест. Заводчане благоустраивали рабочий район города Калуги, сажали деревья, цветы.

В 1944 году Калужский машиностроительный завод НКПС освоил новые технологии и производство: центробежную отливку чугуна, отливку стальных деталей с отбивными прибылями, многошпиндельные станки-автоматы, многорезцовые станки-полуавтоматы, кокильное литьё, рафинирование чугуна, стыковую сварку, восстановление инструментов хромированием и наплавкой, замена открытой ковки металла штамповкой, точечная сварка в сборочных цехах и многое другое.
Все годы войны на Калужском машиностроительном заводе была организована добровольная помощь госпиталям, донорское движение, помощь семьям и детям военнослужащих. В 1942 году на заводе было 200 доноров, а в 1944 году – 350. Многие доноры сдавали кровь по 22-24 раза. К 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, к Новому году и к 25-годовщине РККА на заводе собирали более 300 посылок на фронт с подарками, тёплыми вещами, продовольствием, а также около 20 000 рублей.

В день 25-го юбилея Красная Армия освободила города Ахтырка, Лебедин, Малоархангельск, враг был отброшен от Краснодара на 60–70 километров. Авиация бомбила транспорты противника в Керченском проливе, нанося им большие повреждения. Празднование сопровождалось масштабным социалистическим соревнованием между предприятиями. Одним из инициаторов соцсоревнования был завод №172 имени Молотова, который обязался к юбилею сверх плана оснастить вооружением десять полков. В дни празднования на фронт отправили 80 артистических бригад, насчитывавших 1300 артистов. К 25-летию РККА некоторые свои произведения публиковали наиболее значительные авторы современности — Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Илья Эренбург и другие. Выпускались почтовые марки, создавались художественные и музыкальные произведения. В этот праздник впервые прозвучала песня «Несокрушимая и легендарная», её авторы — композитор Александр Александров и поэт Осип Колычев. В день 25-летия Красной Армии на киноэкранах страны демонстрировался фильм-концерт. В концерте приняли участие Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А.Александрова, хор им. Пятницкого, танцевальный ансамбль И.Моисеева, артисты цирка, кукольный театр С.Образцова. В программу включены номера знаменитых певцов, танцоров, мастеров слова предвоенных и военных лет: И.Козловского, С.Лемешева, М.Михайлова, Л.Руслановой, В.Аксенова и других.
9 мая 1945 года калужские машиностроители могли с честью и гордостью рапортовать о своей победе в труде, в тылу, в восстановлении и развитии родного предприятия – Калужского машиностроительного завода НКПС. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны около 1100 рабочих, ИТР и служащих завода были награждены орденами и медалями Советского Союза. Орденом Ленина был награждён начальник завода генерал-директор тяги III ранга Николай Дмитриевич Холодков, орденом Красной Звезды – технический директор В.М. Котельников и мастер С.А. Евтушенко, орденом Трудового Красного Знамени – коммерческий директор П.К. Куваев, орденом «Знак Почёта» — начальник центральной лаборатории В.Ф. Белокуров, главный технолог – М.Я. Залис и начальник кузнечного цеха М.И. Силаев, медалью «За трудовую доблесть» — В.Н. Верижникова, А.П. Константинов и 1046 работников завода. Более 60 заводчан были награждены знаком «Почётный железнодорожник» и более 100 человек – другими знаками отличия. Многие, очень многие работники завода были отмечены почётными грамотами, занесены в Книгу производственных подарков матери-Родине (1944), в заводскую «Книгу почёта». В период войны 1941-1945 годов завод 4 раза получал переходящее Красное знамя ГКО и 18 раз – ВЦСПС и НКПС. Красное знамя ВЦСПС и НКПС было передано Калужскому машиностроительному заводу вместе с вручением Грамоты ВЦСПС и НКПС за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны на вечное хранение. Кроме этого завод получил благодарности от Главного медицинского управления и Главного военно-инженерного управления Красной Армии, от штабов фронтов ВОВ. В 1945 году Калужский машзавод 4 раза занимал перве места во Всесоюзном социалистическом соревновании. В октябре 1945 года ему опять были переданы переходящие Красные знамёна ВЦСПС и НКПС, Калужского горкома и горисполкома.
Более 300 работников завода, ушедшие на фронт, вернулись с правительственными наградами. Слесарем инструментального цеха до войны работал и дважды Герой Советского Союза, лётчик, гвардии капитан Александр Терентьевич Карпов.
Александр Терентьевич Карпов (15 (28) октября 1917, Филенево, Калужская губерния — 20 октября или 29 октября 1944, Финский залив) — участник Великой Отечественной войны, лётчик-истребитель, командир эскадрильи 123-го (27-го) Выборгского гвардейского истребительного авиационного полка 2-го Ленинградского гвардейского истребительного корпуса ПВО, дважды Герой Советского Союза.
Александр Терентьевич Карпов родился 15 октября 1917 года в деревне Филенево Ферзиковского района Калужской губернии. Он окончил семь классов школы и поступил в Калужское железнодорожное училище, а затем начал работать слесарем-инструментальщиком на Калужском машиностроительном заводе НКПС. В 1939 году был призван в РККА. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Воевал в составе Московской зоны ПВО, на Ленинградском фронте и в Ленинградской армии ПВО. Принимал участие в битве за Москву, обороне Ленинграда, операциях по прорыву блокады Ленинграда и её окончательному снятию, наступательных боях на Карельском перешейке. За время войны Александр Карпов совершил 456 боевых вылетов. На его личном счету 27 сбитых вражеских самолетов и еще девять в составе звена. В июне 1944 года он на самолете Як-1 сбил тысячный самолет противника на Ленинградском фронте. 28 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитан Александр Терентьевич Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 22 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитан Карпов был удостоен второй медали «Золотая Звезда». 20 октября 1944 года А.Т. Карпов в составе истребительной группы осуществлял сопровождение транспортного самолёта Ли-2 в город Сигулда Латвийской ССР. На обратном пути из Таллина над водами Балтийского моря в город Гатчину Ленинградской области из-за плохих метеорологических условий он, выходя из облачности на бреющем полёте, при высоте от 20 до 50 метров, по большим углом врезался в воду и погиб.


