В среду 22 мая 2024 года большая группа работников калужских предприятий: швейной фабрики «Мануфактуры БОСКО», АО «Калугапутьмаш», и «Калугатеплосеть» — членов профсоюза РОСПРОФПРОМ — совершили автобусное путешествие по маршруту «Калуга — Ильинские рубежи — Малоярославец — г. Жуков — д. Стрелковка — Калуга».
Состав группы: 40 человек, среди них 6 школьников, разработчик маршрута и сценария путешествия, организатор поездки и руководитель группы: председатель Калужской организации РОСПРОФПРОМ-Калуга Нина Анатольевна Суворова.
Поездка-путешествие состоялась на новом профсоюзном комфортабельном автобусе Калужского облсовпрофа ведомого опытным водителем Виталием Геннадиевичем Барановым.
Мемориальный комплекс и военно-исторический музей «Ильинские рубежи» (адрес: Калужская область, Малоярославецкий район, с. Ильинское) открыт 8 мая 1975 года к 30-й годовщине победы над фашистскими захватчиками в честь подвига, совершённого в октябре 1941 года курсантами пехотного и артиллерийского училищ города Подольска.
В мемориальный комплекс входят:
— Военно-исторический музей «Ильинские рубежи»,
— Курган Славы с памятником подольским курсантам,
— Вечный огонь,
— Два дота, сохранившихся с 1941 года.
Вдохновенно, насыщенно, полно и очень эмоционально душевно провела экскурсию по всему мемориальному комплексу «Ильинские рубежи» экскурсовод Быстранова Светлана Юрьевна.
Она рассказала калужанам как 30 сентября 1941 года командование немецкого вермахта начало операцию наступления на Москву под кодовым названием «Тайфун». Гитлеровцы рассчитывали окончательно разгромить советскую Красную Армию на московском направлении, захватить столицу СССР и «поставить точку в блицкриге». В этот день 2-я танковая группа Гудериана нанесла удар по войскам Брянского фронта в районе Шостки.
2 октября 1941 года немецкие войска нанесли удары вдоль Смоленского (ныне Минского) шоссе в районе Ярцево и вдоль Варшавского шоссе в направлении Рославля. Прорвав линии обороны советских войск, немецкое командование создало два кольца окружения под Брянском и Вязьмой, одновременно обеспечивая себе продвижение по обоим шоссе на Москву.
Вдоль Варшавского шоссе на направлении Юхнов, Ильинское, Малоярославец и Подольск не оказалось сил, способных остановить натиск 57-го немецкого моторизованного корпуса 4-й танковой группы генерал-полковника Эриха Гёпнера в составе 200 танков и 20 000 солдат и офицеров; они продвигались стремительно. Чтобы выставить заслон фашистам и получить временную передышку для перегруппировки сил нужны были любые резервы…
На защиту Варшавского шоссе в 37-м малоярославецком укрепленном районе были выставлены советские войска в составе 312 и 53 стрелковых дивизий, 17 танковой бригады, 108 запасного стрелкового полка, 517-го тяжелого гаубичного артиллерийского полка резерва главного командования, 222-го противотанкового зенитного полка, формируемых отдельных батальонов из отходящих частей из под Брянка, Рославля и Вязьмы.
В числе привлечённых сил были Подольские артиллерийские, Подольское пехотное и Московское (Болшевское) инженерное училища, располагавшиеся вблизи Варшавского шоссе.
Курсанты военных училищ были тщательно сохраняемой элитой армии, но выбора у командования не было. Командиры и курсанты Подольских пехотного и артиллерийского училищ были подняты по тревоге 5 октября 1941 года. Им был назначен рубеж обороны Малоярославецкого укрепрайона – цепочка ДОТов Можайской линии обороны на подступах к Москве. Долговременные огневые точки (ДОТы) были не достроены, не замаскированы и не оснащены вооружением, орудия в них курсанты устанавливали сами.
3500 командиров, служащих и курсантов подольских военных училищ под командованием начальника Подольского стрелково-пулеметного училища генерал-майора Василия Андреевича Смирнова и начальника Подольского артиллерийского училища полковника Ивана Семёновича Стрельбицкого задержали немецкое наступление на Ильинском рубеже. С юга на линии «Детчино — Полотняный Завод» расположились войска под командованием подполковника П. Медведева для прикрытия железнодорожной станции Суходрев и от возможных ударов противника во фланг основной группировке в районе Ильинского рубежа.
Бои на рубеже обороны были ожесточённые. Немцы постоянно напирали, наши потери восполнить было нечем. 11-12 октября 1941 года немцы приступили к штурму Ильинского рубежа при поддержке авиации и артиллерии. Однако все попытки прорыва линии обороны были отбиты.
14 октября 1941 года Ставкой главного командования основные силы в составе 53-й стрелковой дивизии, 17-й танковой бригады и тяжелой гаубичной артиллерии были срочно сняты с Ильинского рубежа и переброшены под Боровск. Были отведены в тыл два дивизиона «Катюш» и курсанты Московского инженерного училища. Подольские училища, поредевшие в боях, остались оборонять рубеж в условиях полуокружения.
16 октября 1941 года в тыл курсантам прорвались 15 немецких танков 27-го полка из 19-й танковой дивизии с десантом. В жестоком бою курсантский резерв разгромил врага.
18 октября 1941 года немецкие танки появились на западных окраинах Малоярославца. Чтобы не оказаться в полной изоляции, командование армии отдало приказ курсантам отойти к реке Нара.
20 октября 1941 года оставшиеся в живых курсанты, получив накануне приказ из штаба 43-й армии, начали отход для воссоединения с войсками, занимавшими оборону на реке Наре в район Каменское — Папино — Стремилово. В течение нескольких дней после выхода из окружения сводный отряд подольских курсантов держал оборону по реке Нара восточнее Каменки.
В боях на Ильинском рубеже Подольские курсанты уничтожили около 5000 немецких солдат и офицеров, подбили или вывели их строя около 100 танков, выполнили Приказ Верховного командования задержать немецкие войска во что бы то ни стало. Курсанты не оставили своих рубежей и стояли насмерть…
Из заключений оперативного отдела штаба Западного фронта о боях на Малоярославецком укрепрайоне:
«К 16 октября, 21-й танковый полк 20-й танковой дивизии вермахта, принимавший участие в боях в полосе Малоярославецкого УРа, из 104 танков которыми он располагал на начало операции «Тайфун», безвозвратно потерял 43. В итоге 20-ая танковая дивизия, передав в оперативное подчинение 59-ый моторизованный полк 19-ой танковой дивизии, была отведена в Детчино и не смогла продолжать дальнейшее наступление на Москву».
Посетив музей и ДОТы, воздав память погибшим курсантам и бойцам у Вечного огня, калужские путешественники поехали в город Жуков.
По пути калужские путешественники посетили город Малоярославец и остановились в сквере памяти войны 1912 года. Потом посетили родину Маршала победы Георгия Константиновича Жукова — деревню Стрелковка и дом-музей, в котором он родился и провёл детство, а затем переехали в город Жуков, в музей маршала.
Калужане с особым трепетом и волнением обошли залы обновлённого музея, узнали много нового и интересного о жизни, судьбе и подвигах народного маршала-земляка. Вкусно пообедав в кафе «Маршал», калужане с огромным воодушевлением и удовлетворением вернулись в Калугу.
Вот краткий фоторепортаж об этом путешествии…
Во вторник 28 мая 2024 года вторая группа членов профсоюза РОСПРОФПРОМ — работников фабрики «Мануфактуры БОСКО» и ФБУ «Калужский ЦСМ» в составе 32 человек повторили автобусное путешествие по проторенному маршруту и программе: «Калуга — Ильинские рубежи — Малоярославец — Жуков — д. Стрелковка — Калуга». Вот их краткий фоторепортаж:
Вот такие профсоюзные рубежи в Калужской областной организации РОСПРОФПРОМ-Калуга. Вы с нами, калужане?