Как согласуется действующий Трудовой Кодекс РФ с письменными заявлениями, предложениями, жалобами или обращениями работников?

В действующем Трудовом Кодексе РФ 24 статьи, в которых прямо предусмотрена подача работником письменных заявлений работодателю, следовательно, обязанность работодателя принять, зарегистрировать и удовлетворить просьбу работника.

Пример, когда письменное заявление прямо предусмотрено ТК РФ:

В остальных многочисленных случаях и по другим поводам трудовых отношений работника и работодателя действуют либо нормы локальных нормативных актов работодателя (правила внутреннего трудового порядка, положение о делопроизводстве, административный регламент организации и т.д.), коллективного договора (соглашения, трудового договора, контракта) или обычаи делового оборота (правоприменительная практика).

К сожалению, в ТК РФ прямо не урегулированы нормы и правила подачи, приёма, регистрации, рассмотрения, реагирования и ответа работодателей на заявления, предложения, жалобы и обращения работников. Такое правовое регулирование предусмотрено в Российской Федерации Конституцией РФ, процессуальными кодексами, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ведомственными регламентами и иными локальными нормативными актами только для обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Отсутствие законодательно установленного в ТК РФ регулирования подачи, приема, регистрации, рассмотрения, реагирования и ответа работодателей на заявления, предложения, жалобы и обращения работников сильно обедняет Трудовой кодекс, затрудняет трудовые отношения работников и работодателей, даёт лазейку недобросовестному поведению участников трудовых отношений, порождает массу правонарушений, недоразумений, обид, конфликтов, индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Профсоюзы, трудовые коллективы и работники путём правотворческой (законодательной) инициативы, заключения коллективных договоров, трёхсторонних и локальных соглашений могут и должны исправить такой недостаток трудового законодательства.

Профсоюзы, профсоюзные организации всех и любых уровней могут и должны вместе с работодателями в рамках социального партнёрства урегулировать в общем, целом и в конкретных случаях порядок подачи, оформления, приёма, регистрации, рассмотрения, реагирования и ответа работодателей на заявления, предложения, жалобы и обращения работников.

Это очень полезно, необходимо и важно для обеспечения справедливых и правовых трудовых отношений. Не в банде, а в правовом государстве живём…

(Источник определения понятий: Трудовой кодекс РФ, действующее законодательство РФ, деловая и правоприменительная практика).

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты