Какие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения?

В обычной жизни (в работе) трудовые отношения между работодателем и работником регулируются не только Конституцией РФ, законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами, но, чаще всего, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со Статьёй 8 Трудового Кодекса РФ работодатели – юридические лица и предприниматели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты).

Локальные, значит, некоторые, определённые, местные, ограниченные, внутренние.

Нормативные, значит, соответствующие нормативу, устанавливающие норму, определяющие правило (правила), управляющие, регламентирующие, обязательные для соблюдения, исполнения и применения.

Акты – это юридические письменные документы, фиксирующие факты, события, действия (то, что было сказано, сделано или согласовано). Акты имеют доказательственную силу обязательную к исполнению, применению и соблюдению.

Таким образом, (по совокупности понятий) локальные нормативные акты – это соответствующие нормам права (нормативам) местные (внутренние) юридические письменные документы работодателя, обязательные для исполнения, применения и соблюдения работниками, работающими по трудовому договору с работодателем.

Локальный нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы только в строго ограниченных (локальных) случаях и условиях, имеет ограниченный (локальный) характер и действует только в локальных (местных) границах трудовых отношений конкретного работодателя и конкретных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.

Работодатель (работодатель-предприниматель) принимают локальные нормативные акты только «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».

Отличие локальных нормативных актов от нормативных правовых актов в том, что локальные нормативные акты ограничены нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Например, в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), то есть, в частности, профсоюзной организации (профсоюзного органа).

Трудовым Кодексом РФ так же установлено, что «коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников». Причём любых локальных нормативных актов работодателя…

Трудовой Кодекс РФ содержит очень важные, но спорные нормы (нормативы, правила) значимости, юридической силы и обязательности локальных нормативных актов работодателей.

Так, часть четвёртая Трудового Кодекса РФ устанавливает, что «нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению».

«Не подлежат применению»… Что значит «не подлежат применению»?

Кто, когда и как определяет, оценивает и устанавливает, что нормы локальных нормативных актов, «ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями»?

Может ли работник сам определить, оценить и установить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшают его положение по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями?

Возможно такое определение, оценку и установления ухудшения положения работника могут сделать профсоюзные органы, правоохранительные органы, контрольные органы (инспекции), независимые специалисты-эксперты, комиссии работников?

В любом случае данная норма Трудового Кодекса РФ однозначно устанавливает, что «нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями … не подлежат применению».

То есть эта правовая норма имеет «автоматический», властный, императивный, разрешающий и приказывающий характер: «если нормы локального нормативного акта ухудшают положение работников, то этот локальный нормативный акт не подлежит применению».

Таким образом, получается, если работодатель принимает локальный нормативный акт, который явно ухудшает положение работника, то работник вправе на основании указанной правовой нормы Трудового Кодекса, имеющей большую юридическую силу в отношении к локальному нормативному акту работодателя, безнаказанно не исполнять, не соблюдать и не применять этот локальный нормативный акт.

Тем более, что указанная правовая норма Трудового Кодекса РФ властно, императивно и однозначно устанавливает, что «…а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению». Данная правовая норма подтверждает её автоматическое действие, так как содержит конкретные условия, легко устанавливаемые:

  1. Статья 372 Трудового Кодекса РФ, устанавливающая порядок учёта мнения представительного органа работников;

  2. Установленный законом (кодексом) порядок учёта мнения представительного органа работников;

  3. Не соблюдение работодателем установленного законом (кодексом) порядка учёта мнения представительного органа работников;

  4. Принятие (издание) работодателем локального нормативного акта без соблюдения установленного законом (кодексом) порядка учёта мнения представительного органа работников.

При наличии указанных условий (правовых норм) принятый локальный нормативный акт работодателя автоматически не подлежит применению (исполнению, соблюдению) в силу закона, по закону, по праву (по Трудовому Кодексу РФ).

При этом закон (кодекс) не устанавливает, что для не применения локального нормативного акта в данных условиях требуется кто-либо из контролирующих, правоохранительных или судебных органов.

К сожалению, Трудовой Кодекс РФ, установив эту автоматическую правовую норму, гарантирующую работникам неприменение локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников или принятых без учёта мнения представительного органа работников, не определил порядок действия этой правовой нормы.

Например, не установлена обязанность работодателя немедленно отменить, изъять из трудовых отношений принятый им локальный нормативный акт, ухудшающий положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников.

На практике такие локальные нормативные акты работодателя остаются «в силе», не отменяются, продолжают действовать, порождая неизбежные конфликты и споры, глухую неприязнь работников, переходящую в ненависть к недобросовестным работодателям и недоверие к правовой систем регулирования трудовых отношений.

Здесь законодателям, профсоюзам, работникам, работодателям, юристам и судьям «непочатый край» работы…

Наше мотивированное мнение:

Главным условием действия указанной правовой нормы (часть четвёртая Статьи 8 Трудового Кодекса РФ) является сравнение норм локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников с нормами, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

В случае такого сравнения, когда работодателем буквально нарушены установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, к которым, кстати, относится трудовой договор работодателя с работником, локальный нормативный акт автоматически, то есть без доказательств, без специального разбирательства, без непосредственного участия кого бы то ни было, не применяется, не исполняется и не соблюдается.

При этом, во избежание недоразумений, недопонимания, конфликтов и споров с работодателем, работнику (работникам), профсоюзной организации (представительному органу) необходимо устно и/или письменно незамедлительно мотивированно сообщить (заявить, уведомить) работодателю о неприменении (не соблюдении, не исполнении) в силу закона локального нормативного акта, ухудшающего положение работника (работников) или принятого без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников.

Одновременно в таком сообщении (заявлении, уведомлении) работник (работники), профсоюзная организация (представительный орган) в соответствии с частью четвёртой Статьи 8 Трудового Кодекса РФ в случае неприменения *не соблюдения, не исполнения) указанного локального нормативного акта применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (в том числе с указанием конкретных и соответствующих применяемых норм).

Такое волевое, императивное сообщение (заявление, уведомление) о неприменении (не соблюдении, не исполнении) локального нормативного акта работодателя является правотворческим нововведением в трудовых отношениях, пока не использовано на практике, но может быть использовано. При этом, несомненно, может возникнуть трудовой конфликт, индивидуальный или коллективный спор.

Применение указанной нормы части четвёртой Статьи 8 Трудового Кодекса в части не применения локального нормативного акта, принятого работодателем без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, возможно путём объявления представительным органом работников (профсоюзной организации, профсоюзного органа) для всеобщего сведения всем работниками и работодателю о неприменении (не действии) указанного локального нормативного акта.

Представительный орган работников (профсоюзная организация, профсоюзный орган) не отменяет локальный нормативный акт (это право работодателя), но объявляет о его не применении (не действии), то есть о том, что в силу закона (Статьи 8 ТК РФ) этот акт не подлежит применению (исполнению, соблюдению).

Такое публичное объявление является формой применения законного права.

При этом у работодателя есть право и возможность исправить ошибку, внести изменения в принятый локальный нормативный акт, устранить в нём положения, ухудшающие положение работника (работников), соблюсти установленный статьей 372 Трудового Кодекса РФ порядок учёта мнения представительного органа работников.

(Источник определения понятий: Статья 8 Трудового Кодекса РФ, правоприменительная практика).

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты