В обычной жизни (в работе) трудовые отношения между работодателем и работником регулируются не только Конституцией РФ, законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами, но, чаще всего, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со Статьёй 8 Трудового Кодекса РФ работодатели – юридические лица и предприниматели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты).
Локальные, значит, некоторые, определённые, местные, ограниченные, внутренние.
Нормативные, значит, соответствующие нормативу, устанавливающие норму, определяющие правило (правила), управляющие, регламентирующие, обязательные для соблюдения, исполнения и применения.
Акты – это юридические письменные документы, фиксирующие факты, события, действия (то, что было сказано, сделано или согласовано). Акты имеют доказательственную силу обязательную к исполнению, применению и соблюдению.
Таким образом, (по совокупности понятий) локальные нормативные акты – это соответствующие нормам права (нормативам) местные (внутренние) юридические письменные документы работодателя, обязательные для исполнения, применения и соблюдения работниками, работающими по трудовому договору с работодателем.
Локальный нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы только в строго ограниченных (локальных) случаях и условиях, имеет ограниченный (локальный) характер и действует только в локальных (местных) границах трудовых отношений конкретного работодателя и конкретных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.
Работодатель (работодатель-предприниматель) принимают локальные нормативные акты только «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».
Отличие локальных нормативных актов от нормативных правовых актов в том, что локальные нормативные акты ограничены нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Например, в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), то есть, в частности, профсоюзной организации (профсоюзного органа).
Трудовым Кодексом РФ так же установлено, что «коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников». Причём любых локальных нормативных актов работодателя…
Трудовой Кодекс РФ содержит очень важные, но спорные нормы (нормативы, правила) значимости, юридической силы и обязательности локальных нормативных актов работодателей.
Так, часть четвёртая Трудового Кодекса РФ устанавливает, что «нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению».
«Не подлежат применению»… Что значит «не подлежат применению»?
Кто, когда и как определяет, оценивает и устанавливает, что нормы локальных нормативных актов, «ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями»?
Может ли работник сам определить, оценить и установить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшают его положение по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями?
Возможно такое определение, оценку и установления ухудшения положения работника могут сделать профсоюзные органы, правоохранительные органы, контрольные органы (инспекции), независимые специалисты-эксперты, комиссии работников?
В любом случае данная норма Трудового Кодекса РФ однозначно устанавливает, что «нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями … не подлежат применению».
То есть эта правовая норма имеет «автоматический», властный, императивный, разрешающий и приказывающий характер: «если нормы локального нормативного акта ухудшают положение работников, то этот локальный нормативный акт не подлежит применению».
Таким образом, получается, если работодатель принимает локальный нормативный акт, который явно ухудшает положение работника, то работник вправе на основании указанной правовой нормы Трудового Кодекса, имеющей большую юридическую силу в отношении к локальному нормативному акту работодателя, безнаказанно не исполнять, не соблюдать и не применять этот локальный нормативный акт.
Тем более, что указанная правовая норма Трудового Кодекса РФ властно, императивно и однозначно устанавливает, что «…а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению». Данная правовая норма подтверждает её автоматическое действие, так как содержит конкретные условия, легко устанавливаемые:
-
Статья 372 Трудового Кодекса РФ, устанавливающая порядок учёта мнения представительного органа работников;
-
Установленный законом (кодексом) порядок учёта мнения представительного органа работников;
-
Не соблюдение работодателем установленного законом (кодексом) порядка учёта мнения представительного органа работников;
-
Принятие (издание) работодателем локального нормативного акта без соблюдения установленного законом (кодексом) порядка учёта мнения представительного органа работников.