Не́свижский за́мок-дворец (белор. Нясві́жскі замак) — это, конечно, чудо среди достопримечательностей Белоруссии, памятник архитектуры XVI-XVIII веков, по праву «один из самых роскошных замков в мире». Например, замковая библиотека к началу 1770 года насчитывала около 20 000 томов книг. Во второй половине XVIII века это была самая крупная частная библиотека на землях Речи Посполитой. В картинной галерее замка в 1770 году находилось 984 картины. Уникальными были замковые коллекции оружия, нумизматики, многочисленные ценности нескольких замковых сокровищниц и т.д.
Вначале (до 1599 года) в строительстве замка участвовал итальянский архитектор Джованни Бернардони (1541-1605) — учёный монах-иезуит, архитектор, первый архитектор стиля барокко в Реси Посполитой и во всей Восточной Европе. В дворцово-замковый ансамбль входят сам замок-дворец, замковые укрепления и большой ландшафтно-пейзажный парк. Главное, что есть в Несвижском замке-дворце — это зримое вещественное, ощущаемое и точно воспринимаемое понимание духа, стиля и манеры «барокко» — одной из характеристик европейской культуры, мировоззрения и идеологии эпохи XVII-XVIII веков.
Несвижский замок — это образец и источник осознания и понимания современного европейского чванства так называемого «коллективного Запада», его спесивости, кичливости, важничания, тщеславной гордости, барства, панства, высокомерия, надменности, гонора, гордыни, заносчивости, зазнайства, показной амбициозности и увы, пренебрежения всем и всеми, что или кто не принадлежит определённой нации, классу, социальной группе, партии, коллективному Западу.
Вот почему Несвижский замок-дворец вызывает естественное восхищение своей красотой и особый интерес посетителей: «Всё познаётся в сравнении». Посмотрим Несвижский замок и мы…
Если театр начинается с вешалки, то дворец-музей — с билетной кассы.
Окрылённые в прихожей замка прекрасным светильником-соколом — солнечным символом свободы и победы, силы, мужества и отваги доброго молодца, калужские путешественники вслед за нашим замечательным экскурсоводом начали, без преувеличения, настоящее увлекательное путешествие по залам дворца-замка-музея.
В Главном холле замка-дворца, который также имеет название «сени», перед входом на парадную лестницу, ведущую в Золотой зал, мы встретили красивую молодую пару — юношу и девушку — как бы живое олицетворение духа замка-дворца и его главных обитателей. Закономерно и традиционно в наших Больших летних путешествиях мы обязательно встречаем свадьбы и молодожёнов. Счастья и благополучия им…
… и счастливый путь по Большой парадной лестнице их молодой счастливой жизни.
Большая парадная лестница — центр Несвижского замка — существует с XVI века. Стены и потолок расписаны во второй половине XVIII века. На стенах — богиня войны, мудрости, искусства и ремесла Афина (Минерва) и богиня победы Ника (Виктория). На плафоне — богиня зари Эос (Аврора). От начальной оригинальной росписи осталась «ветка из дубовых листков». В нишах окон росписи орнамента из растений, цветов и воинской амуниции. Поручни лестницы оригинальные. Над лестничным пролётом в орнаменте из дубовых листьев изображён щит с гербом рода Радзивиллов — «Трубы» (охотничьи рога).
«Пачаток агляду» (начало осмотра) началось с Звёздного зала, кабинета и спальни князя. Во второй половине XVII века этот зал назывался «Нижняя столовая изба». При несвижском ординате князе Михаиле Казимире Радзивилле, по прозвищу «Рыбонька», в середине XVIII века этот зал переоборудовали для его жены Франциски Урсулы Радзивилл под переднюю и это помещение получило название «Комната под звездой». Во второй половине XIX века в комнате позолотили потолок, поставили новую печь с золотым гербом рода Радзивиллов и назвали этот передний зал «Звёздным». В 30-е годы XX века крайние хозяева замка ежедневно ритуально пили в этом зале кофе…
В середине XVII века к первому изначальному дворцу-замку пристроили здание в котором разместили Большой каминный зал, предназначенный для демонстрации родовых портретов и произведений искусства. Сначала здесь были 12 картин (пейзажи) и 15 металлических фигур на позолоченных постаментах. В середине XVIII века пейзажи заменили портретами работы Ксаверия Гесского. Зал стали именовать сначала «Германсикм», а в 30-е годы XX века — Большим столовым залом. Ныне интерьер зала конца XIX века. Сохранилась оригинальная обшивка стен с инструктированными панелями (орнамент панелей не повторяется) и наборный паркет и потолки времён Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку…
Следующий Малый столовый зал соединялся с Белым бальным залом и наш экскурсовод интонацией своего голоса торжественно, образно и художественно рассказала калужанам как завтракали, обедали, ужинали хозяева и гости замка, как потом они отдыхали, наслаждаясь красивой, сытной и комфортной жизнью Мы слушали и смотрели на всё как зачарованные…