Большое летнее путешествие 2023. Несвиж. Несвижский дворец.

Не́свижский за́мок-дворец (белор. Нясві́жскі замак) — это, конечно, чудо среди достопримечательностей Белоруссии, памятник архитектуры XVI-XVIII веков, по праву «один из самых роскошных замков в мире». Например, замковая библиотека к началу 1770 года насчитывала около 20 000 томов книг. Во второй половине XVIII века это была самая крупная частная библиотека на землях Речи Посполитой. В картинной галерее замка в 1770 году находилось 984 картины. Уникальными были замковые коллекции оружия, нумизматики, многочисленные ценности нескольких замковых сокровищниц и т.д.

Вначале (до 1599 года) в строительстве замка участвовал итальянский архитектор  Джованни Бернардони (1541-1605) — учёный монах-иезуит, архитектор, первый архитектор стиля барокко в Реси Посполитой и во всей Восточной Европе.  В дворцово-замковый ансамбль входят сам замок-дворец, замковые укрепления и большой ландшафтно-пейзажный парк. Главное, что есть в Несвижском замке-дворце — это зримое вещественное, ощущаемое и точно воспринимаемое понимание духа, стиля и манеры «барокко» — одной из характеристик европейской культуры, мировоззрения и идеологии эпохи XVII-XVIII веков.

Несвижский замок — это образец и источник осознания и понимания современного европейского чванства так называемого «коллективного Запада», его спесивости, кичливости, важничания, тщеславной гордости, барства, панства, высокомерия, надменности, гонора, гордыни, заносчивости, зазнайства, показной амбициозности и увы, пренебрежения всем и всеми, что или кто не принадлежит определённой нации, классу, социальной группе, партии, коллективному Западу.

Вот почему Несвижский замок-дворец вызывает естественное восхищение своей красотой и особый интерес посетителей: «Всё познаётся в сравнении». Посмотрим Несвижский замок и мы…

Если театр начинается с вешалки, то дворец-музей — с билетной кассы.

Окрылённые в прихожей замка прекрасным светильником-соколом — солнечным символом  свободы и победы, силы, мужества и отваги доброго молодца, калужские путешественники вслед за нашим замечательным экскурсоводом начали, без преувеличения, настоящее увлекательное путешествие по залам дворца-замка-музея.

В Главном холле замка-дворца, который также имеет название «сени», перед входом на парадную лестницу, ведущую в Золотой зал, мы встретили красивую молодую пару — юношу и девушку — как бы живое олицетворение духа замка-дворца и его главных обитателей. Закономерно и традиционно в наших Больших летних путешествиях мы обязательно встречаем свадьбы и молодожёнов. Счастья и благополучия им…

… и счастливый путь по Большой парадной лестнице их молодой счастливой жизни.

Большая парадная лестница — центр Несвижского замка — существует с XVI века. Стены и потолок расписаны во второй половине XVIII века. На стенах  — богиня войны, мудрости, искусства и ремесла Афина (Минерва) и богиня победы Ника (Виктория). На плафоне — богиня зари Эос (Аврора). От начальной оригинальной росписи осталась «ветка из дубовых листков». В нишах окон росписи орнамента из растений, цветов и воинской амуниции. Поручни лестницы оригинальные. Над лестничным пролётом в орнаменте из дубовых листьев изображён щит с гербом рода Радзивиллов — «Трубы» (охотничьи рога).

«Пачаток агляду» (начало осмотра) началось с Звёздного зала, кабинета и спальни князя. Во второй половине XVII века этот зал назывался «Нижняя столовая изба». При несвижском ординате князе Михаиле Казимире Радзивилле, по прозвищу «Рыбонька», в середине XVIII века этот зал переоборудовали для его жены Франциски Урсулы Радзивилл под переднюю и это помещение получило название «Комната под звездой». Во второй половине XIX века в комнате позолотили потолок, поставили новую печь с золотым гербом  рода Радзивиллов и назвали этот передний зал «Звёздным». В 30-е годы XX века крайние хозяева замка ежедневно ритуально пили в этом зале кофе…

В середине XVII века к первому изначальному дворцу-замку пристроили здание в котором разместили Большой каминный зал, предназначенный для демонстрации родовых портретов и произведений искусства. Сначала здесь были 12 картин (пейзажи) и 15 металлических фигур на позолоченных постаментах. В середине XVIII века пейзажи заменили портретами работы Ксаверия Гесского. Зал стали именовать сначала «Германсикм», а в 30-е годы XX века — Большим столовым залом. Ныне интерьер зала конца XIX века. Сохранилась оригинальная обшивка стен с инструктированными панелями (орнамент панелей не повторяется) и наборный паркет и потолки времён Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку…

Следующий Малый столовый зал соединялся с Белым бальным залом и наш экскурсовод интонацией своего голоса торжественно, образно и художественно рассказала калужанам как завтракали, обедали, ужинали хозяева и гости замка, как потом они отдыхали, наслаждаясь красивой, сытной и комфортной жизнью Мы слушали и смотрели на всё как зачарованные…

 

В XVI веке здесь располагались покои для гостей Радзивиллов. В середине XVIII века Белый зал стал парадным покоем. В период 1829-1832 годов в зале восстановили мозаику и лепные орнаменты. В 1875 году, после 60-ти лет отсутствия, во дворец вернулись Радзивиллы и 1870-1880-е годы Антоний Вильгельм Радзивилл и его жена Мария де Кастелян реконструировали дворец. Белый зал обставили французской мебелью и украсили в стиле неоклассицизма. В 20-е — 30-е годы XX века этот зал уже назывался Бальным залом. Сегодня интерьер Белого бального зала времён 1882-1883 годов.

Подъём по лестнице и мы в большом Гетманском зале Несвижского замка-дворца. Два магнатских рода — Вишневецких и Радзивиллов — были тесно связаны между собой. Жена основателя Несвижского замка Николая Христофора Радзивилла Сиротки — Эльжбета Евфимия и жена Михала Казимира Радзивилла Рыбонька — Франциска Урсула были из рода Вышневецких. Во второй половине XVIII века в этом зале были две портретные галереи князей Вышневецких. В 1791 году был расписан потолок зала, а на стенах расположили 24 портрета, написанных под руководством Ксаверия Гесского. В этом зале проводились балы и торжественные приёмы гостей. В 80-е годы XIX века здесь была «большая» библиотека. В 20-е — 30-е годы XX века этот зал был «Охотничьим залом». Ныне в Гетманском зале находятся портреты Радзивиллов и выдающихся гетманов Великого княжества Литовского.

В следующем Коллекционном кабинете «Слуцкие пояса» мы узнали историю особых поясков-кушаков, которые поистине стали вещественным воплощением магнатского, панского или шляхетского духа XVIII века, того самого чванливого европейского «барокко». Слуцкий пояс — это элемент мужского костюма времён Великого княжества Литовского выражавшего социальную, этническую и региональную принадлежность человека. Слуцкий пояс был внешним признаком благородного происхождения и благосостояния его владельца. Изначально шёлковые длинные кушаки-пояса привозили в Европу из Османской империи (Турции) и Персии. Затем научились ткать такие рушники-кушаки-пояса здесь, в Белоруссии, на Слуцкой мануфактуре (персиярне). Каждый пояс был ювелирной художественной работы с использованием шёлка, золотых и серебряных нитей. Стоили Слуцкие пояса невероятно дорого.

В Речи Посполитой кунтушовый слуцкий пояс, как правило, обкручивался вокруг талии, концы его перекладывались через середник и свисали спереди. Оригинальные пояса из Слуцка слыли верхом совершенства, были чрезвычайно модными и копировались даже во французском Лионе. Слуцкая мануфактура славились изготовлением двусторонних четырёхлицевых (так называемых литых и полулитых) поясов, которые чаще всего ткались с добавлением серебряных и золотых нитей.

Следующий, центральный в замке зал, по праву называется Золотым залом. С конца XVI века до начала XVIII века этот зал украшали портреты Радзивиллов и сенаторов Речи Посполитой и его называли — «Столовой избой». Тогда в этом зале находилась глазурованная печь, дубовые двери и потолок из белых панелей. В середине XVIII века при Михале Казимире Радзивилле Рыбанке зал реконструировали и увеличили высоту потолка. Позднее при Кароле Станиславе Радзивилле Пане Коханку стены и потолок расписали сусальным золотом и зал стал именоваться «Золотым». В 70-е — 80-е годы XIX века в зале сделали новый потолок, паркетный пол и печь, украшенную зелёным кафелем. Калужанам Золотой зал предстал в облике позднего барокко середины XVIII века.

Золотой зал пуст и поражает посетителей своим великолепием. Кроме этого в этом зале есть настоящее Зазеркалье… Калужане с любопытством, отважно преодолевая суеверную боязнь, заглянули в анфиладу зазеркальных залов, чтобы увидеть тень-призрак хозяйки этого великолепия…

Увы… не явилась… Тогда мы прошли в соседний коллекционный музейный кабинет «Минералы» и «Нумизматика», а потом в не менее великолепный «Охотничий зал». В середине XVII века в этом кабинете находилась спальня княгини Лукреции Марии Строцци, жены Александра Людовика Радзивилла (1594-1654), государственного и военного деятеля Великого княжества Литовского, стольника великого литовскиого (1626-1630), кравчего великого литовского (1630-1631), воеводы берестейского (1631-1635), маршалока надворного литовского (1635-1637), маршалока великого литовского (1637-1654), воеводы полоцкого (1654), 5-го ордината Несвижского (1642-1654), граф а Шидловецкого (1642-1654) и 2-го пана на Белой (1616-1654), войта могилевского (с 1632 года), старосты слонимского (1635-1642), липицкого, браславского, шадецкого, нововольского, юрбаркаского и олицкого.

С 1658 года в этом помещении располагались апартаменты жены князя Михаила Казимира Радзивилла — Екатерины Собесской, сестры будущего польского короля и великого князя литовского Яна III Собесского. В это время в спальне Екатерины была маленькая часовня, портрет короля польского и великого князя литовского Владислава IV, мраморный стол и белая печь на две комнаты. В часовне — иконы и светильники.

В середине XVIII века здесь разместился кабинет князя Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки. Стены кабинета украшали картины военной тематики, а над камином разместили большое зеркало. С 1813 по 1816 год здесь находился лазарет. Ныне этот коллекционный кабинет предстаёт в облике неоклассицизма конца XIX века.

Охотничий зал является зеркальным по отношению к Гетманскому залу Несвижского замка-дворца. В середине XVIII века зал был коридором к галерее часовни. В конце этого века коридор расширили до величины зала и разместили здесь галерею портретов гетманов Великого княжества Литовского. Охотничьи трофеи Радзивиллов размещались в разных помещениях и были собраны в Охотничьем зале относительно недавно. Здесь есть оригинальные охотничьи ружья австрийского, немецкого и французского производства начала XX века, а также уникальный «музыкальный» оригинальный биллиардный стол рода Радзивиллов производства американской фирмы «Drunsvik» 1896 года.

Когда хозяин (Рапдзивилл) забивал шар в лузу, биллиардный стол играл музыку, но когда забивал гость — стол молчал…

Всё это и многое другое живо, познавательно и очень образно рассказала нам наш замечательный экскурсовод, которая прониклась к калужанам доверием и интересом. Потому что нам было очень интересно…

Далее по коридору калужане попали за кулисы дворцового зала-театра, где увидели реальный театральный реквизит (механизмы, имитирующие шум прибоя, дождь, волнением моря на горизонте и другие звуковые и визуальные эффекты, а также макет сцены театра.

Продолжение следует…

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты