Профсоюзное путешествие в Нижний Новгород. День 3-й. Часть 2-я.

Из нашей группы калужан никто никогда и никоим образом не был в городе Гороховце Владимирской области и даже не слышал о таком городе, поэтому сведения о нём скорее были легендарные, чем исторические и фактические. Например, мы ещё в автобусе по пути в Нижний Новгород предполагали, что наименование города связано с древнерусским именем Горох. Горох — основатель рода, все члены которого собирательно именуются Гороховцы. Так что, вероятно, город Гороховец – это то самое место, в котором правил князь-царь Горох и о котором написал свою «Сказку про славного царя Гороха» Мамин-Сибиряк.

Славный, и удачливый самодержец Горох с шестью пальцами на правой руке (!) скрывал своё горе: его младшая дочь была величиной с горошинку (!), и поэтому обитала в шкатулке. Когда пришла настоящая беда, и войной на страну пришёл соседний царь, всю семью спасла Горошинка. Она обратилась обычным человеком, помогла выбраться родным из дворца. Что было с дочкой Гороха дальше, узнайте из сказки…

А на самом деле Гороховец оказался одним из самых древних городов Владимирской земли, а Владимир когда-то, как известно, был столицей Руси.

Замечательный экскурсовод Любовь Алексеевна Белова, встретившая нашу группу на площади С.П. Патоличева у ворот Свято-Сретенского женского монастыря поведала нам, что наименование города происходит из двух слов-понятий — гора и ховать.

Гора — это всем понятно — это возвышенность с выраженными склонами, подножием и вершиной, а вот при чём тут слово «ховать»? Оно происходит от праславянского слова-понятия *skovati, от которого в числе прочего произошли: древне-русские слова: «ховатис» — «беречься, держаться» (грамматика 1388 года), русское слово «ховать», украинское «ховати», белорусское «ховаць», чешское «сhоvаt» с одним и тем же смыслом и содержанием — «таить, хранить, выхаживать». Словацкое слово «сhоvаt» означает «выхаживать, выращивать», польское «сhоwаc» — «скрывать, хранить, кормить», верхне-лужское «khowac» и ниже-лужское «сhоwаs» имеют тот же смысл, что и немецкое «schauen» — «смотреть, присматривать» и латинское «cavere» — «блюсти, сохранять».

Таким образом, ховать — это значит «прятать, хранить». Так вот почему нам всем знакомо  звучание этого слова! Это у нас в калужской земле, на псковщине и даже в далёкой Болгарии бытовали местные слова «сховать» (спрятать), «ховати» (прятать), «ховаць»прятать (беречь, держать, держаться, таиться, хранить, кормить, выживать, выращивать, скрывать, осторожничать).

Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1978, вып. 5 имеет такое слово «захабъ» (за+хабъ) — помещение для хранения чего-либо. Кстати, «захабень»; то же что захаб (1458 г. Псков. Летопись). Русский царь Иван Грозный в послании польскому королю Стефану Баторию 1581 года писал: «то и насъ напоминаетъ, чтобы есмя стерегли кровопролитья хрестьянского, а лутчи со княземъ арцыбискупомъ Рижскимъ, с кровнымъ его, покойне ся заховать».

Вот так оказалось, что город Гороховец получил своё прозвище, а потом и название от возможности и необходимости заховать, то есть спрятать, спрятаться его жителям и их добра на городской горе (или в горе), которая имеет собственное имя-прозвище — Пужалова гора. Всё это было очень интересно, потому что для нас, калужан, это было новым открытием нового мира. Вот так, как говорится, «с широко открытыми глазами, умом и сердцем» мы вошли в главные ворота Свято-Сретенского женского монастыря…

Пересказать всё, что мы увидели и услышали, ощутили и восприняли в Гороховце в кратком фоторепортаже практически невозможно. Поэтому смотрите фотографии, а узнаете всё сами, когда приедете в этот небольшой старинный городок на реке Клязьме, в котором одна из достопримечательностей — удивительная прозрачная тишина, в которой говорить и думать хочется шёпотом…

Из Свято-Сретенского женского монастыря (XVII век, основан в 1658 году по указу патриарха Никона, каменное строительство началось в 1689 году, возобновил  монастырскую деятельность в 2001 году) через современную площадь по улице Ленина мы проследовали к Собору Благовещения Пресвятой Богородицы (XVII век, освящён в 1700 году). Здесь нас встречали и сопровождали строгие древние лики святых праведников на кирпичных арках XVII века и удивительные истории, составляющие духовную атмосферу этого города, этих построек, домов, соборов, мест и ландшафтов.

Город Гороховец — сам по себе весь является артефактом истории Древней Руси, Российской империи, РСФСР, России. Так случилось, что в этом городке, количество жителей в котором всё время существования около 12 000 человек, сохранились здания и сооружения, ландшафты и места всех времён истории города и гороховчан.

Вот такими были эти места в 1168 году (854 года тому назад), когда великий князь Андрей Боголюбский основал здесь на горе пограничную сигнальную заставу во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию; таким был летописный «град Святой Богородицы» — крепостной детинец на Никольской горе — в 1239 году (783 года тому назад), когда его впервые сожгли монголо-татары; таким был «град Святой Богородицы Гороховец», прикрывавший с 1301 года юго-восточную пограничную засечную полосу Руси, проходившую по реке Оке («Пояс Пресвятой Богородицы»); таким был Гороховец в 1539 году (483 года тому назад), когда пережил набег казанских татар и над его горой в лучах заходящего солнца появился огромный образ воина с мечом в руках.

Что это было? Облака или мираж? А может быть что-то иное? Никто не знает, но враги испугались этого видения и в панике отступили от города, а гора с той поры стала называться Пужаловой горой. Сейчас здесь городской парк. Отсюда враги увидели пугающий образ воина-меченосца…

Всё это и многое другое вдохновенно, волнительно, живо, с чувством гордости и любви к родному городу, к этим местам и к славной и горькой истории Родины рассказывала нам замечательный гид-экскурсовод Любовь Алексеевна Белова. Время не щадит ничего и никого, у всего есть своё начало и свой конец, но люди, наделённые даром любви и уважения к Родине, способны творить чудеса, как на земле, так и в духовном мире. Нам опять очень повезло встретить в нашем путешествии одухотворённого человека…

Пройдя по Школьному переулку мимо часовни Александра Невского, городского Благовещенского собора и его колокольни, мимо Предтеченской церкви и выйдя на набережную реки Клязьма, калужские путешественники заглянули в Дом купца Канонникова (конец XVII века), в Сувенирную лавку. Странно! Здесь даже цены на сувениры сохранились с давних веков!

Вернувшись в автобусу, калужские путешественники, провожаемые внимательными, молчаливыми и свободно гуляющими непуганными гороховецкими голубями, поехали  на вершину Пужаловой горы в Городской парк Гороховца.

Преодолев по тропе подъём в гору через парковый лес, калужские путешественники вышли к Смотровой горке у входа в Троицко-Никольский мужской монастырь.

Виды Гороховца — это одни из самых впечатляющих достопримечательностей этих мест и этого древнего города.

На вершине Пужаловой горы, на месте сожжённой врагами давным-давно деревянной церкви в XVII веке возник мужской монастырь, а в 1681 году на деньги купца Сапожникова был заложен главный храм обители — двухэтажный пятикупольный Троицкий собор. В XVIII веке рядом были построены: храм преподобного Иоанна Лествичника и надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Все здания и постройки монастыря сохранились до наших дней.

Восстановленный Троице-Никольский мужской монастырь и белостенные храмы, как небесные облака, украшают вершину Пужаловой горы, а заодно и нас — калужан из Калуги.

Так и хочется воскликнуть: «Лепота!»..

Снова автобус и мы через места не столь отдалённые и богатую сувенирную лавку пришли к главным объектам гороховецких достопримечательностей —  Дубовым воротам (на самом деле столбы этих ворот из лиственницы и сохранились аж с XVII века!) во двор Дома купца Ершова — Гороховецкого историко-архитектурного «Музея купечества».

Тут уж можно и нужно рассказывать бесконечно, но «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (народная мудрость).

Как! Каким чудом на Руси рождаются и взращиваются такие люди как Семён Никифорович Ершов — хозяин и создатель этого дома и Михаил Фёдорович Сапожников — продолжатель дела Ершова!? Были, есть и всегда будут в России такие люди!

«Впервые Семён Ершов упоминается в документах под 1669 годом в грамоте патриарха Иоасафа, в которой говорится, что на средства «посадского человека Семена Никифоровича сына Ершова» построена каменная церковь во имя Знамения Богородицы за Клязьмой на территории Знаменского красногривского мужского монастыря. Семен Ершов уже в 1660-х годах считался «богатым купцом». Свое состояние братья Ершовы составили на винных откупах. Продукт, произведенный на своих винокурнях, они подряжались поставлять казне в крупные центры потребления подрядного вина: в Среднее и Нижнее Поволжье, на Северную Двину, в Москву. Разовые поставки, выполнявшиеся «своими работными людьми», были весьма ве­лики. 

В переписи 1678 года братья Ершовы упоминаются первыми среди посадских торговых и ремесленных людей Гороховца. На одном из дворов братьев Ершовых было учтено 13 семей работных людей (32 души мужского пола). В производственный комплекс Ершо­вых входили солодовни, винокурни, мельницы. Летом многие гороховчане нанимались к Ершовым в качестве кормщиков, бурлаков, коноводов. Зимой к их услугам были местные крестьяне, готовые на своих санях и подводах везти вино по другим городам. Были у Ершовых и свои крепостные. 

В Гороховце у Ершовых имелись две усадьбы с каменными домами. Первый каменный дом был построен в 1660-х годах не где-нибудь, а прямо на городской площади. Он стал первой каменной постройкой в Гороховце, который в это время был целиком деревянным.

В 1680-е годы Семеном Ершовым построен еще один усадебный дом (дом-музей купечества — автор). Если первые палаты Ершова были возведены с оглядкой на прежние простонародные вкусы, то данная постройка претендует на настоящие дворцовые хоромы. Уже само местоположение трехэтажного дома на склоне Пужаловой горы в стороне от центральной улицы дало возможность значительно возвысить его среди рядовой одноэтажной застройки, от которой он отгорожен высоким тесовым забором с дубовыми воротами. 

С.Н.Ершов был близко знаком с первым настоятелем Флорищевой пустыни Илларионом, ставшим впоследствии митрополитом Суздальским и Юрьевским. Семен Никифорович выстроил в монастыре для бра­тии двухэтажный каменный корпус. В 1672  году Ершов совершает еще один вклад уже в Святоозерской пустыни – мужской обители, основанной по преданию еще в XIV столетии в северной части Гороховецкого уезда на берегу Святого озера. До самого XX века в монастырской звоннице имелся большой колокол, отлитый на средства Семена Ершова. Об этом могла рассказать надпись на самом колоколе. 

В 1680-х годах Ершов в самом городе Гороховце ведет строительство сразу трех крупных каменных храмов, взамен обветшавших деревянных. В 1686 году он, обратившись с челобитной к московскому патриарху Иоакиму, добился права на застройку самого «красного» места в городе – Никольской горы. В 1689 году было завершено строительство изумительного по своей красоте Троице-Никольского собора. В том же 1689 году Ершов заканчивает строительство Сретенского собора на территории Сретенского девичьего монастыря. Не жалея средств Ершов сразу же приступает к возведению следующего храма — церкви Воскресения Христова. Вплотную к церкви подходила ограда второй усадьбы самого Ершова. 

В 1690 году Семен Никифорович Ершов вместе с братом были приняты в гостиную сотню, среднюю из трех высших привилегированных корпораций торговых людей в Русском государстве XVI – начала XVIII в. Члены гостиных сотен освобождались от тягла, накладываемого на посадских людей, могли исполнять обязанности местных чиновников. Освобождались от местного воеводского суда, судились в определённом приказе при царе Алексее Михайловиче в Приказе Большой казны. Неудивительно, что именно в это время иждивением Семена Ершова строится главный каменный храм города – Благовещенский собор, освя­щенный в 1700 году. 

Родители Семена Никифоровича стали схимниками Никитой и Февронией во Флорищевой пустыни. Из Синодика Флорищенского монастыря можно узнать, что в роду были и другие схимонахи: Иона, Александр, Иосиф, Параскева, Серапион. Быть может, в старости и сам Семен Никифорович ушел в монастырь, ведь и по сей день неизвестно, как и где провел свои последние годы купец гостиной сотни Семен Никифорович Ершов, чье имя в его родном городе и окрестностях стало легендой». 

«Эссе о Семене Ершове». Заявители: студент 4-го курса ИФ ПИ ВлГУ Бурыка И., научный руководитель: к.и.н., доцент каф. истории России ВлГу Егорова Г.С. 

Список литературы:

Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец: ист.-культ. описание. – Ярославль, 1988.

Добронравов В.Т. Святоезерская пустынь. Женский общежительный монастырь в Гороховецком уезде Владимирской губернии. Историческое описание. 1909. – с. 10.

Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI – первой четверти XVIII в. Т.1. / Отв.ред. Л.А. Тимошина. М.: Памятники исторической мысли, 1998. – с.308-452.

Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским. Владимир. 1969.

Перхавко В.Б. Первые купцы российские. М.: Русское слово, 2004. 560 с.

Нынешние интерьеры Дома Ершова (Сапожникова) принадлежат купцу 2-ой гильдии, благотворителю, почётному потомственному гражданину города Гороховца , почётному смотрителю Гороховецкого городского двуклассного училища – Михаилу Фёдоровичу Сапожникову.

«Поражает не только масштаб благотворительной деятельности — один из вкладов М.Ф. Сапожникова равнялся сразу трём годовым бюджетам Гороховца, но и то, что многие из построенных на его средства городских общеполезных и учебных учреждений до сих пор успешно работают, причем в исторических стенах. 

О жизни Михаила Федоровича Сапожникова известно немного. В Государственном архиве Владимирской области сравнительно недавно найден формулярный список М.Ф. Сапожникова, благодаря которому можно лишь частично восстановить факты его биографии. Родился он в Гороховце около 1836 года, в небогатой купеческой семье. Окончил Гороховецкое приходское училище. В юном возрасте покинул этот город и в дальнейшем жил в Казани.

У Сапожникова было пять магазинов по торговле тканями: два в Казани, два в Самаре и один в Астрахани. Торговля шла бойко, потому что во всех торговых точках был безупречный порядок и высокая культура обслуживания. В одном только астраханском магазине работало 50 приказчиков. 

В Гороховце за Сапожниковыми с 1842 года числился усадебный двухэтажный дом с приворотной избой. Теперь это один из самых знаменитых памятников гражданской архитектуры Гороховца XVII столетия – палаты Ершовых – Сапожниковых. С 1981 года здесь располагается экспозиция историко-архитектурного музея купечества».

(По материалам независимого СМИ «Хранители наследия»: Сказание о купце Сапожникове. 13.04.2015).

Осталось только прислониться к вековым лиственничным столбам ворот в историю XVII века, ещё раз пройтись по улочкам древнего Гороховца, коллективно сфотографироваться на прощание и отправиться на прощальный ужин в гороховецкий ресторан «Жемчужина», чтобы отпраздновать наше путешествие, поделиться своими впечатлениями и поехать домой — в Калугу.