Профсоюзное путешествие в Нижний Новгород. День 3-й. Часть 1-я.

18 июня 2022 года. Пятница. 09:00. 3-й день профсоюзного путешествия калужан в Нижний Новгород.

Основательный завтрак в ресторане гостиницы «Октябрьская», как говорится «с вещами», потому что сейчас мы выезжаем на речную прогулку на теплоходе по Оке и Волге, а затем в город Гороховец, в котором всё сохранилось аж с XVII века, а оттуда домой — в Калугу. Уже сейчас, завтракая, мы это делаем с некоторой лёгкой грустью, потому что это третий и заключительный день нашего путешествия по земле Нижнего Новгорода.

Здесь, на этой земле, родился Пётр Николаевич Нестеров (15 [27] февраля 1887, Нижний Новгород, Российская империя — 26 августа [8 сентября] 1914, Жолква, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия) — русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова или Мёртвая петля). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран. У входа в гостиницу «Октябрьская» установлен памятник П.Н. Нестерову и макет самолёта , на котором он совершил свой знаменитый элемент высшего пилотажа — «Ньюпор».

Речной дебаркадер ДБ-58 и причал №10 приняли калужан немного рано, отплытие было назначено ровно на 10:00. Поэтому путешественники могли позволить себе утренний моцион вблизи великой русской реки Волги под лучами ласкового солнца и лёгкого утреннего бриза. Тем более, что уже накопились радостные впечатления, эмоции и ощущения, требовавшие обмена мнениями, выражения, выплеска.

Вчера вечером многие калужские путешественники с пользой и интересом самостоятельно побывали в разных местах города, в том числе в главном здании НГИАМЗ — Усадьба Рукавишниковых, расположенном рядом с гостиницей «Октябрьская». В конце фоторепортажа о путешествии будет опубликована подборка фотографий участников путешествия — соавторов этого большого профсоюзного путешествия в Нижний Новгород. А пока наслаждаемся утром, миром, солнцем, воздухом и водой!..

Звучит команда нашего капитана — Нины Анатольевны: «Занять места на верхней палубе!» и наш «старпом» — Ольга Александровна первой опробует крепость сходней и вступает на колышущуюся палубу двухколёсного теплохода «Сура» — чем-то похожего на судно из кинофильма «Волга-Волга», но только очень современного и комфортного.

Наш двухколёсный теплоход «Сура», как «Буревестник» на подводных крыльях, готов устремиться в волжскую ширь…

«Сура» — двухпалубный (трёхпалубный с учётом открытой палубы-веранды) пассажирский речной колёсный теплоход (2012). Головное судно проекта ПКС-40 (за которым последовали теплоходы «Колесовъ» и «Доброходъ»). Первый круизный среднеразмерный теплоход, построенный в современной России.

Теплоход «Сура» очень хорошо держит угол поворота, сопротивляется ветру, его осадка всего 74 см и он может ходить по малым и несудоходным рекам. «Сура» может сама сниматься с мели, может где угодно причаливать и у него очень удобный выход для туристов на баке (на носу). «Сура» надёжный, комфортный и устойчивый кораблик…

Итак: «По местам стоять! Баковым — на бак! Ютовым — на ют! Со швартовов сниматься!» Отходим…

Средняя Волга начинается здесь — у Нижнего Новгорода, где в неё впадает Ока. Вот почему Волга здесь многоводна и широка (местами до 2 км). Далее Волга (русское название от старинного слова «вълга» — влага, вода) течет на восток по Нижегородской области, республике Марий Эл, Чувашии и Татарстану, а после Казани поворачивает на юг. На Средней Волге, как правило, крутые правые берега и пологие песчаные левые. Но  ранее древняя ледниковая палео Волга прорезала глубокие каньоны, от которых остались глинистые, почти отвесные высокие откосы.

Водность Волги зависит от снежного покрова зимой (60%), остальная влага — дожди и притоки из других рек. В городе Рыбинске в 1953 году на островке между шлюзами и зданием Рыбинской ГЭС поставили 12-метровую скульптуру женщины, которая взмахом руки словно приветствует проходящие корабли — это памятник Волге. 20 мая в России отмечают «День Волги» (впервые его отметили в Нижнем Новгороде). Самый старый и важный железнодорожный мост через Волгу — «Александровский» — находится недалеко от Сызрани. Мост открывает прямой рельсовый путь из Европы на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Открыли этот мост в 1880 году и в Западной Европе этот мост с завистью называли: «Самый большой мост в Европе», «Гордость российского строительного искусства», «Русское чудо». Вот так-то…

Теперь мы проплывали под арками такого же большого моста через Оку в Нижнем Новгороде. Канавинский мост соединяет Нагорную часть города с Заречной. Мгновенно родилась идея и кое-кто провозгласил:

«Этот мост особенный! У него замечательное эхо под арками. Если громко крикнуть: «Нижнему Новгороду… Ура!!!», то, если вы ему понравитесь, он откликнется эхом, а это значит, вам будет счастье».

Немедленно дружные калужане откликнулись и гулкое пространство под Канавинским мостом заполнилось многоголосным «Ура!!» Нижнему Новгороду. Надеюсь мы ему понравились…

Хозяйкам теплохода «Сура» наша радостная инициатива тоже понравилась и они взяли её на заметку, как обычай для следующих экскурсий и групп туристов, хотя кое-кто прозевал этот момент счастья, уткнувшись в свой гаджет.

Речной свежий простор Оки и Волги и яркое солнце в голубом чистом небе с украшениями из облаков окрыляли наши души и они порхали прекрасным настроением вместе с быстрокрылыми чайками, выхватывающими кусочки булок прямо из рук калужских путешественников. Такого настроения не создать специально и искусственно, оно возникает только естественно и только в таких вот путешествиях-приключениях…

Чайки за кормой верны кораблю,
А ветрам – облака.
Трудно в первый раз сказать «я люблю», —
Так любовь нелегка…

Первая волна – еще не волна,
Шторм придет – погоди!
Первая любовь светла и грустна,
Что там ждет впереди?

Море позовет и мне пропоет
Свой заветный мотив.
Первая любовь придет и уйдет,
Как прилив и отлив…

Чайки за кормой верны кораблю,
А ветрам – облака.
Трудно в первый раз сказать «я люблю», —
Так любовь нелегка…

ПЕСНЯ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Музыка Андрей Петров. Слова Леонид Куклин (1966).

Без комментариев…

Вода искриться, уже видна знакомая калужанам Чкаловская лестница и сторожевой катер «Герой», а за ними приветливый причал и дебаркадер ДБ-58, на который мы спускаемся уже уверенно, вразвалочку, как настоящие речные моряки. Эта поездка на теплоходе «Сура» по двум рекам — Оке и Волге — подарила путешественникам истинно незабываемые ощущения и впечатления.

Так закончилась первая часть 3-го дня профсоюзного путешествия калужан в Нижний Новгород. Теперь нам предстояло совершить автобусное путешествие из Нижнего Новгорода в город Гороховец, в котором, по слухам, время и история задержались аж с XVII века, то есть с 1601 года — 421 год тому назад. Поехали?..

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты