Профсоюзной «Дорогой памяти»

Традиционно ко дню нападения фашистской Германии на Советский Союз профсоюзные активисты Калужской территориальной организации РОСПРОФПРОМ-Калуга (председатель организации Нина Анатольевна Суворова) совершают ежегодное путешествие по знаковым историческим и культурным местам России с обязательным посещением мест боёв и захоронений воинов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. К 75-летию Великой Победы советского народа в войне с гитлеровским фашизмом Нина Анатольевна детально разработала и организовала маршрут путешествия в Волгоград с посещением калужской делегации мемориального комплекса «Мамаев курган» и обновлённых памятников «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!».

Пандемия коронавируса внесла коррективы в программу путешествия калужан и 22 июля 2020 года калужская делегация в составе 42 человек на комфортабельном профсоюзном автобусе облсовпрофа совершила путешествие из Калуги в подмосковную Кубинку в музейный комплекс «Дорога памяти», в Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации – Патриарший собор во имя Воскресения Христова.

Опытнейший водитель облсовпрофа Алексей Владимирович Титкин, преодолев за 2 часа 20 минут 150 км, доставил калужан на обширную парковку автобусов и легковых машин прямо перед соборной площадью храма Воскресения Христова.

Мы ехали из Калуги по Киевской трассе в Детчино, затем мимо Малоярославца проехали Спас-Загорье, Доброе, Обнинск, Балабаново и на подъезде к Наро-Фоминску резко повернули налево, проехали Наро-Фоминск по улице Погодина, выехали на улицу Московскую и снова резко налево до поворота направо в Туннельный проезд, по которому доехали до улицы Володарского. Здесь на трассе «кольцо», большой «Макдональдс» и памятник М.Г. Ефремову. По правой стороне кольца повернули направо на улицу Володарского и поехали до поворота налево на улицу Найдова Железова. Никуда не сворачивая, ехали по улице Найдова Железова на выезд из Наро-Фоминска. Продолжали ехать из города по улице Огородной, плавно продолжающейся Кубинским шоссе, мимо лесов, полей, дачных кооперативов. Кубинское шоссе продолжается Наро-Фоминским шоссе. Проехали Акулово и вот она – Кубинка.

Перед пересечением с Минским шоссе наш автобус повернул направо, выехал на Минское шоссе и далее мы ехали до поворота к рядом стоящему с шоссе Главному Храму Вооружённых Сил Российской Федерации. Всё, приехали. По Парадной аллее выехали на прекрасно оборудованную парковку перед храмом, вышли из автобуса и далее пошли пешком на соборную площадь перед Храмом Воскресения Христова. Хорошо, что в пути калужане услышали краткой, но ёмкий комментарий об истории, архитектуре и содержании Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации и музейного комплекса «Дорога памяти».

(Когда будете смотреть и копировать фотографии, смотрите внизу в подписях к снимкам напоминание «Посмотреть в полном размере»)

Моросящий дождик нисколько не помешал нашему движению к цели и настроению, наоборот, смена облаков, просветление в небе и выглядывающее солнышко только вселяли в нас надежду и уверенность, что всё будет хорошо. Этой же уверенностью щедро делились с нами военные, ожидающие служебного автобуса. Они пожелали калужанам отличной экскурсии, прекрасных впечатлений и удивления тем, что нам скоро откроется в музее и в храме. В благодарность нашим защитникам мы сфотографировались с ними и также пожелали им всего самого доброго, хорошего и удачного в их ратном деле. Большое спасибо очень доброжелательным и приветливым офицерам наших Вооружённых Сил Российской Федерации!

Встреча с военными радостно взволновала и ветеранов Великой Отечественной войны и молодёжь, особенно наших прекрасных женщин. Вид вокруг был потрясающе обширных, широкий, далёкий и глубокий, как наша Русь, Россия, Родина. Выглянувшее яркое солнце осветило всё лучами жизни, бодрости, тепла, радости. Вдали заблестели золотом богатырские купола Главного храма Вооружённых сил России и мы устремились к нему, потому что все дороги в мире ведут и должны вести к храму, к святым и сакральным местам. Пойдём и мы с вами, друзья!

По доброй традиции по приезду на место и в начале нашей экскурсии калужская делегация фотографируется на память. Публикую все варианты снимков стандартного формата, чтобы каждый мог выбрать себе в альбомы лучший кадр плюс один снимок с панорамным форматированием.

Самые традиционные фотографии делаются в стиле «Мы там были!». Действительно, так и есть! Мы собирались приехать и приехали. Свободная обширная Соборная площадь восхищает ровностью и размахом. Главный храм ВС РФ величаво возвышается и царит над всем пространством вокруг. Вдали угадываются корпуса музейного комплекса, а дорога к храму по площади сама по себе настраивает человека, нас с вами, на широту душевную, на просторный взгляд, на свободный размах восприятия мира вокруг. Хорошо! Только волнительно как-то…

Музейный комплекс «Дорога памяти» окружает храм полукольцом. Слева от храма здание Военно-духовно-просветительского центра. Далее по кольцу движения вокруг храма – Павильон-кафе-сувениры. Точно за храмом – памятник Матерям победителей. Далее по кольцу снова Павильон-кафе-сувениры. Далее (справа от храма) здание Административного центра музея ВС РФ. На выходе из кольца музея Дорога памяти – снова Павильон-кафе-сувениры. Справа от входа в музей «Дорога памяти» и от Храмового комплекса находится «Зона реконструкции объектов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Здесь воссоздано поле боя и располагается подбитая немецкая техника, танки, самолёты, пушки, траншеи, воронки, блиндажи. По всей дуге кольцу павильонов музея «Дорога памяти» располагаются постаменты с гильзами, в которых находится земля со всех без исключения братских могил павших советских воинов со всего мира.

Для всех нас первым открытием был памятный знак и барельеф оперативно-тактической схемы-карты боевых действий советской Красной армии 01-12 декабря 1941 года против гитлеровцев, наступавших на столицу Советского Союза город Москву. Карта разработана на основании оперативных документов штабов 5-й и 33-й армий. Эти бои происходили всего в 10 км от этого места…

Вот и настал тот момент, когда мы, калужские ветераны и юная молодёжь, в первый раз, как в разведке, входим на Дорогу памяти, в музейный комплекс, в котором воссозданы все и каждый из 1418 дней Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Музейный комплекс «Дорога памяти» состоит из 27 иммерсивных залов, в которых размещены документальные фото- и кинокадры, созданные из 34 412 632 миниатюрных чёрно-белых и цветных фотографий участников Великой Отечественной войны. Нас предупредили, что мы можем добавить информацию об участнике этой войны либо на официальном сайте музея «Дорога памяти», либо передать работникам музея информацию об участнике ВОВ при посещении музейного комплекса «Дорога памяти», занести эту информацию и фотографии в базу данных музея «Дорога памяти». Вот почему многие из нас взяли с собой фотографии своих отцов и мама, участников и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Все без исключения хотели бы увидеть фотографии и данные о своих ветеранах и погибших участниках этой войны.

На входе в залы сотрудники музея нам рассказали, что «Музейный комплекс «Дорога памяти» возведен на территории парка «Патриот» вокруг Главного храма Вооруженных Сил России. Длина музейного комплекса — 1418 шагов — в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны, на протяжении которых шли боевые действия. Экспозиция включает в себя хроноленту — подробную историю каждого дня войны. В музейном комплексе представлены имена и фотографии участников Великой Отечественной войны. Участие в проекте подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника, сражавшегося за Родину, может поделиться его фотографиями довоенного, военного и послевоенного времени и историей о нём из домашних архивов. Все собранные материалы будут увековечены в галерее «Дорога памяти» и навсегда останутся в сердцах потомков и соотечественников».

Музейный комплекс «Дорога памяти» представляет посетителям иммерсивную экспозицию, то есть залы с эффектом звукового и видео- погружения в ключевые эпизоды Великой Отечественной войны. В музейном комплексе представлены исторические экспонаты времен Великой Отечественной войны — натуральные документальные и вещественные свидетельства эпохи.

Залы музея «Дорога памяти»: Мирное время. Первый день войны. Героическая оборона Брестской крепости. Эвакуация промышленности. На защите неба столицы. Блокада Ленинграда. Подвиг военных медиков. Оборона Севастополя. Несокрушимый Сталинград. Битва за Кавказ. Партизанское движение. Смерть шпионам (Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне). Культура во время войны. Курская битва. Битва за Днепр. Тыл — фронту. Ужасы войны. Море в огне. Союзники. Операция Багратион. На северных рубежах. Освобождение Европы от нацизма. Страницы истории. Берлинская операция. Штурм рейхстага. Парад Победы. Завершает Дорогу памяти зал — Никто не забыт, ничто не забыто.

Выслушав наставления и правила поведения в музее, продиктованные условиями пандемии коронавируса, посмотрев на огромных видеоэкранах информацию о музее и залах музея, мы отважно сделали первые шаги из 1418 шагов-дней Дороги Памяти.

Зал «Мирное время». Закончился учебный год 1941 года и сотни тысяч бывших школьников празднуют до утра, готовятся вступить в самостоятельную жизнь. Играют дети в классики, гудят гудки автобусов в Москве, шумит листва лип у Исаакиевского собора в Ленинграде, журчат волны прибоя у памятника Затопленным кораблям в Севастополе и мирные люди не знают, не подозревают, что вот-вот начнётся самая страшная, самая гибельная война в истории человечества.

Зал «Первый день войны». Пылает и трещит огонь. В небе ревут моторы немецких бомбардировщиков. Больно по ушам бьют разрывы бомб. Падают взорванные дома, корёжатся трамвайные рельсы. Ужас бомбёжки и пожара.

По левой стороне каждого зала протянулись экраны хроники всех 1418 дней войны. На них можно прочитать и увидеть документальные фотоснимки и фотокопии документов – свидетельства той страшной войны. Все эти фотоснимки и документы соответствуют этим дням. Чтобы их прочитать, посмотреть, осознать и впечатляться ими, нужно не только много-много шагов, но и времени, может быть, столько же, сколько шла эта война.

Краткие сообщения и иллюстрации этой хроники были точны и суровы, правдивы и беспощадны, как сама война, поэтому каждый из нас ощутил всю тяжесть первых дней войны. Информации было так много, что кружилась голова от увиденного и услышанного. Помогали справиться с волнением красные знамёна советских военных частей, фотографии участников войны, экспонаты и стеклянные ниши в полу, в которых находились «осколки войны». Оформление залов музея поражало, восхищало, поднимало наш боевой дух и настроение.

(Напоминаю, когда будете смотреть и копировать фотографии, смотрите внизу в подписях к снимкам «Посмотреть в полном размере»)

Зал «Первый день войны». По правой стороне каждого зала располагались видеоэкраны с миллионами миниатюрных фотографий участников Великой Отечественной войны, из которых составлялись мозаичные картины, кадры кино- и фотохроники. Ниже располагались витрины с архивными документами, разделённые специальными мониторами, на которых можно было напечатать фамилии, имена и отчества любого участника войны и увидеть его фотографию и его данные из учетных личных дел МО СССР. Эти мониторы расположены в каждом зале и посетители могут в любом зале их использовать, в том числе и для того, чтобы вкладывать в Базы данных музея информацию о своих участниках войны. Галерея фотографий участников войны тоже интерактивная. Набрав на мониторе ФИО участника его фото можно вынести на экраны фотогалереи в большем формате.

Автор этого фоторепортажа ранее пытался на сайтах МО РФ, на сайтах, созданных к 75-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, найти фото и данные своего отца и мамы, ветеранов, участников и инвалидов ВОВ, но нашёл только текстовую информацию об отце. Поэтому, когда моя супруга, Нина Анатольевна Суворова и внук, Тимур, позвали меня к монитору и я вдруг увидел и сразу узнал фотографию моего отца, Суворова Сергея Ивановича, я был не просто изумлён, ошарашен и взволнован, я был потрясён до глубины души. До жгучего комка в горле… До замершего сердца на вдохе…

Ещё большим потрясением было увидеть фото моей мамы, Максимовой Нины Васильевны, причём такие, каких нет в нашем домашнем родительском фотоальбоме. Мы с Ниной взяли фотографии моих родителей и показали ми то, что увидели сами. Мама, папа, знайте! Никто не забыт и ничто не забыто! Мы с вами, а вы с нами всегда и навсегда!

Зал «Героическая оборона Брестской крепости». В третьем зале музейного комплекса «Дорога памяти» впервые оказываешься внутри разрушенной Брестской крепости и видишь-слышишь-ощущаешь почти настоящий бой. Стены крепости из довоенного красного кирпича, баррикады, пулемёт «Максим» с опустошённой патронной лентой, развалины, а за окнами-бойницами идёт настоящий бой с фашистами.

Вспоминается давний известный телефильм «Волшебная сила искусства», когда советские дети вместе с учительницей смотрели кинофильм «Неуловимые мстители» и по призыву честного, смелого и отважного мальчишки-лидера начали стрелять из своих игрушечных пистолетиков в киношных врагов. Как хотелось самому кинутся к пулемёту и прицельно косить этих фашистов!

В этом третьем зале располагается большой макет Брестской крепости и настоящие экспонаты из того времени и боя: СОВЕТСКАЯ СОЛДАТСКАЯ ФЛЯГА, ПРИКАЗ № 1 ПО ГАРНИЗОНУ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ, ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ, ПЛАНШЕТ КОЖАНЫЙ КОМАНДИРСКИЙ, ФРАГМЕНТ СЦЕМЕНТИРОВАННЫХ КИРПИЧЕЙ ИЗ ПОДВАЛОВ ВОСТОЧНОГО ФОРТА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ, СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ МАКСИМА, ГИЛЬЗЫ ОТ ВИНТОВОЧНЫХ ПАТРОНОВ, КОРОБКИ ДЛЯ ЛЕНТ К ПУЛЕМЕТУ СИСТЕМЫ МАКСИМА, ПАТРОННЫЙ ЯЩИК и СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ СШ-40 советского воина РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии).

Зал «Эвакуация промышленности». Следующий четвёртый зал посвящён «Эвакуации промышленности». Сейчас мало кто помнит и задумывается о том, кто, как, каким образом и сколько было сделано по перемещению на восток – на Урал, в Поволжье, в Сибирь – советских промышленных предприятий, организаций, институтов, КБ, учреждений. Кто, как и каким образом их там возрождал, запускал в работу, строил, выпускал военную продукцию: оружие, обмундирование, продукты питания, обувь, снаряжение, боеприпасы. Эвакуация промышленности — это был настоящий подвиг – колоссальный по своим размерам и напряжению.

Война сорвала с обжитых мест миллионы людей, «катком» прокатилась по жизням и судьбам множества людей, выявила все сильные и слабые свойства и стороны людских характеров и личностей. Всмотритесь в лики этих людей… Вдумайтесь в судьбы этих людей… Это тот самый народ, многонациональный народ Союза Советских Социалистических Республик.

Экспонаты четвёртого зала «Эвакуация промышленности»: РАДИАЛЬНО-СВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК 2А56, ГРАВИРОВАЛЬНО-КОПИРОВАЛЬНЫЙ ФРЕЗЕРНЫЙ СТАНОК, ПОПЕРЕЧНО-СТРОГАЛЬНЫЙ СТАНОК, вещи и предметы быта того времени.

Зал «На защите неба столицы». Шестой зал музея «Дорога памяти» посвящён Москве и её защите от вражеской бомбёжки. Немецкие бомбы, падающие с неба столицы, жгли, взрывали, разрушали, сеяли смерть, пожары, беду и горе. Экспонаты этого зала честно и правдиво рассказывают и показывают, как москвичи боролись за свой город, как естественно боялись смерти, но защитили Москву.

В шестом зале располагаются: 37-ММ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА, КЛЕЩИ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫХ БОМБ, НЕМЕЦКАЯ ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, 37-ММ СНАРЯДЫ, 37-ММ ГИЛЬЗЫ ОТ СНАРЯДОВ, ПРИКАЗ КОМАНДУЮЩЕГО МОСКОВСКИМ ВОЕННЫМ ОКРУГОМ № 257 ОТ 5 ОКТЯБРЯ 1941 Г. КОПИЯ, БОЕВОЙ ПРИКАЗ ШТАБА 126-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 1941 Г. КОПИЯ, КОПИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Г. К. ЖУКОВА, ГЕНЕРАЛА АРМИИ, КОМАНДУЮЩЕГО ЗАПАДНЫМ ФРОНТОМ, ОТ 30 НОЯБРЯ 1941 Г., 7,62-ММ ВИНТОВКА ОБР. 1891/1930 ГГ., 7,62-ММ САМОЗАРЯДНАЯ ВИНТОВКА СИСТЕМЫ ТОКАРЕВА ОБР. 1940 Г. (СВТ-40).

Зал «Блокада Ленинграда». Настоящий шок, удар по нервам, ощущается в седьмом зале и следующем кинозале музея – «Блокада Ленинграда». Характерно, что в предыдущем зале люди живо делились мнениями об увиденном, то здесь – в седьмом зале – все молчали, безмолвствовали…

Помолчим и мы. Смотрите. Читайте экспонаты этого зала: БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК СЕМЬИ ПРУСОВЫХ, ВОЕННЫЙ ДНЕВНИК ТАНИ ВАССОЕВИЧ, документальные свидетельства фашистской блокады и героической обороны Ленинграда.

Следующий зал музея, посвящённый славе русского советского оружия я бы назвал «Бей гадов!». Вот уж действительно – стрелковое оружие Красной Армии разнообразное, многочисленное по видам, типам и моделям, но их все объединяет одно:

«И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».

Михаил Александрович Шолохов (11 (24) мая 1905 — 21 февраля 1984) — великий русский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»).

Девятый зал музея называется «Подвиг военных медиков» и он прямо посвящён маме автора этого фоторепортажа – Максимовой (Суворовой) Нине Васильевне – лейтенанту медицинской службы, старшей операционной медсестре и комсоргу военно-санитарного поезда №29. Все экспонаты, представленные в этом зале, автор не просто видел, а держал в своих руках, когда в детстве помогал маме, фельдшеру в шахтёрских посёлках и шахтах Черепетского угольного бассейна. Точно такие же медицинские препараты, предметы, вещи и инструменты были и у нас дома, а точно такие же плакаты я видел и изучал, когда ожидал маму в центральной городской и районной больнице города Суворова, где она работала с 1957 года. Как заворожённые, мы смотрели на видео операции в полевом госпитале во время войны, которую искусно показывали нам в настоящей воссозданной операционной. Волнение зашкаливало…

Экспонаты девятого зала музея: СУМКА САНИТАРНАЯ В КОМПЛЕКТЕ, СПИРТ ДЕНАТУРИРОВАННЫЙ, НАТРИЙ НИТРОПРУССИДНЫЙ В СТЕКЛЯННОМ ФЛАКОНЕ (КРИСТАЛЛЫ), БАКТЕРИЦИД ЗБАРСКОГО В СТЕКЛЯННОМ ФЛАКОНЕ (ПОРОШОК), НАСТОЙКА ЭФИРНО-ВАЛЕРИАНОВАЯ В СТЕКЛЯННОМ ФЛАКОНЕ (ЖИДКОСТЬ), ШТАНГЛАС-СКЛЯНКА С НАДПИСЬЮ: CAMFORA (РУС. «КАМФОРА»), ШТАНГЛАС-СКЛЯНКА ЖЕЛТОГО СТЕКЛА С ПРИТЕРТОЙ ПРОБКОЙ И НАДПИСЬЮ: AQUA CARVI (РУС. «ТМИННАЯ ВОДА»), ШТАНГЛАС-СКЛЯНКА С НАДПИСЬЮ: ARGENTUM NITRICUM (РУС. «АЗОТНОКИСЛОЕ СЕРЕБРО»).

Следующие залы музейного комплекса «Дорога памяти» всё также будоражат память и воображение, потрясают свой насыщенностью, наполненностью видами, образами. Экспонатами, документами, информацией. Вот и зал, посвящённый деятельности военных корреспондентов, фото- и кинооператоров. Если бы не они и не Политуправление Красной Армии, то мы бы не могли увидеть и прочитать всё, что было на той страшной войне.

Песня Константина Симонова «Корреспондентская застольная» на музыку Матвея Блантера. Стихотворение написано в феврале 1943 года по пути с одного фронта на другой — из освобожденного Краснодара в ещё не освобожденный Ростов-на-Дону. До 1963 года песня исполнялась в исправленном виде. Леонид Утёсов записал эту исправленную цензурой песню на грампластинку 3 февраля 1945 года.

Константин Симонов подарил Утесову свой сборник «Стихи и поэмы», исправив от руки опубликованный текст песни и сопроводив надписью: «Дорогого Леонида Осиповича Утесова прошу петь только так — на мою голову, а если ее одной мало, то еще и на свою! Ваш Константин Симонов». В 1963 году оркестр Утёсова был в отпуске, но певец не хотел ждать и через несколько дней исполнил песню с авторским текстом в передаче «С добрым утром» с инструментальным трио.

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли:

С «лейкой» и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

 

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем!

Выпьем за писавших,

Выпьем за снимавших,

Выпьем за шагавших под огнем.

 

Есть чтоб выпить повод

За военный провод,

За У-2, за «эмку», за успех.

Как пешком шагали,

Как плечом толкали,

Как мы поспевали раньше всех!

 

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

 

Там, где мы бывали,

Нам танков не давали,

Репортер погибнет — не беда…

На пикапе драном

И с одним наганом

Первыми въезжали в города!

 

Так выпьем за победу,

За свою газету,

А не доживем, мой дорогой —

Кто-нибудь услышит,

Снимет и напишет,

Кто-нибудь помянет нас с тобой!

 

Жив ты или помер —

Главное, чтоб в номер

Материал успел ты передать;

И чтоб, между прочим,

Был фитиль всем прочим

А на остальное наплевать!

 

Помянуть нам впору

Мертвых репортеров

Стал могилой Киев им и Крым…

Хоть средь них порою

Были и герои —

Не поставят памятника им…

(Последние два куплета Утёсов не пел).

Зал десятый «Оборона Севастополя». Снова, как в первом зале, возникло чувство и желание встать за ручки и гашетки зенитного корабельного пулемёта и «жахнуть!» по вражеским кораблям и самолётам. Легендарный Севастополь! Гордость русских моряков!

Ты лети, крылатый ветер,

Над морями, над землей,

Расскажи ты всем на свете

Про любимый город мой.

 

Всем на свете ты поведай,

Как на крымских берегах

Воевали наши деды

И прославили в боях

 

Припев:

Легендарный Севастополь,

Неприступный для врагов,

Севастополь, Севастополь —

Гордость русских моряков.

 

Здесь на бой, святой и правый,

Шли за Родину свою,

И твою былую славу

Мы умножили в бою.

 

Скинув чёрные бушлаты,

Черноморцы в дни войны

Здесь на танки шли с гранатой,

Шли на смерть твои сыны.

 

Припев.

 

Если из-за океана

К нам враги придут с мечом,

Встретим мы гостей незваных

Истребительным огнем.

 

Знает вся страна родная,

Что не дремлют корабли

И надёжно охраняют

Берега родной земли.

 

Припев.

Легендарный Севастополь. Слова П. Градова, музыка В. Мурадели.

Экспонаты десятого зала говорят сами за себя: ШИНЕЛЬ Л. М. ПАВЛИЧЕНКО, ДОННАЯ ЧАСТЬ 600-ММ СНАРЯДА, МОДЕЛЬ СРЕДНЕЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-205, ЧУШКА ТВЕРДОГО БАЛЛАСТА С ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ М-113, ПИСТОЛЕТ СИСТЕМЫ БЕРЕТТА ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ГВАРДЕЙСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-33 РЕШЕТНИКОВА, ВИНТОВКА СНАЙПЕРСКАЯ КАЛИБРА 7,62 ММ ОБР. 1891/1930 ГГ. С ПРИЦЕЛОМ ПЕ («ПРИЦЕЛ ЕМЕЛЬЯНЕНКО» ИЛИ «ПРИЦЕЛ ЕДИНЫЙ»), ПУЛЕМЕТ ДШК КАЛИБРА 12,7 ММ ОБР. 1938 Г. С ЗЕНИТНЫМ ПРИЦЕЛОМ ОБР. 1941 Г., КОРТИК ОФИЦЕРСКИЙ ВМФ, МЕДАЛЬ «ЗА ОБОРОНУ СЕВАСТОПОЛЯ», УДОСТОВЕРЕНИЕ К МЕДАЛИ «ЗА ОБОРОНУ СЕВАСТОПОЛЯ» БЫВШЕГО КОМАНДИРА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-212 КАПИТАНА 3-ГО РАНГА ИБРАГИМА КАСЬЯНОВИЧА БУРНАШЕВА, ФОНАРЬ НИЖНИЙ КИЛЬВАТЕРНОГО ОГНЯ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА «БОЙКИЙ» ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ТРОФЕЙНЫЙ ПИСТОЛЕТ СИСТЕМЫ ЗАУЭР 38Н, КОРТИК ОФИЦЕРСКИЙ ВМФ С НОЖНАМИ, ПАРАДНЫМ ПОДВЕСОМ И ПОЯСОМ-«ШАРФОМ» С ПРЯЖКОЙ, ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ ШПАГИНА ОБР. 1941 Г. (ППШ-41), 9-ММ ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ МР-40, СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ МАКСИМА ОБР. 1910 Г., СЕМИЗАРЯДНЫЙ РЕВОЛЬВЕР СИСТЕМЫ НАГАНА ОБР. 1895 Г. С КОБУРОЙ, ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ ШПАГИНА ОБР. 1941 Г. (ППШ-41, «ПАПАША»), СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА КАЛИБРА 7,62 ММ ОБР. 1891/1930 ГГ. С ПРИЦЕЛОМ ПУ, ТАРА ДЛЯ 76-ММ ВЫСТРЕЛОВ, БИНОКЛЬ Б6×30, КОРОБКИ ДЛЯ ЛЕНТ К ПУЛЕМЕТУ СИСТЕМЫ МАКСИМА, ТАРА ДЛЯ 122-ММ ВЫСТРЕЛОВ К ГАУБИЦЕ М-30.

В одиннадцатом зале показана и представлена военная деятельность советского Военно-Морского Флота.

Зал двенадцатый «Несокрушимый Сталинград». Обилие информации, экспонатов и видов ошеломляет, но снова, в который раз, вас ждёт потрясение. Двенадцатый зал, как машина времени, переносит нас в сражающийся Сталинград.

Экспонаты двенадцатого зала: СТВОЛ 45-ММ ПРОТИВОТАНКОВОЙ ПУШКИ ОБР. 1937 Г., ПОЛЕВОЙ ТЕЛЕФОН ТАИ-43, КАТУШКА СВЯЗИСТА ТК-2, ШЛЕМ СТАЛЬНОЙ ОБР. 1935 Г. (М35), МАШИНКА ПИШУЩАЯ «ОЛИМПИЯ», ФУТЛЯР ДЛЯ ПОРТАТИВНОЙ ПИШУЩЕЙ МАШИНКИ, ФЛАЖОК ПАРЛАМЕНТЕРА, 9-ММ ПИСТОЛЕТ СИСТЕМЫ БОРХАРДТА — ЛЮГЕРА «ПАРАБЕЛЛУМ» ОБР. 1908 Г., 9-ММ ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ МР 38/40 ОБР. 1940 Г., ЖЕТОНЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВЕРМАХТА, ЛИСТОВКА-ПРОПУСК ДЛЯ СДАЧИ В ПЛЕН, ФЛЯГА АРМЕЙСКАЯ, СТЕРЕОТРУБА.

И снова хочется не прощать, не признавать и не принимать, а бить фашистских гадов до полного их…

Следующий зал музея посвящён советским военным лётчикам и самолётам. Эх! Задержаться бы здесь, да прочитать-посмотреть здесь всё-всё. Из памяти тут же звучат слова и аккорды знаменитой песни…

Текст песни «Авиамарш» (1921). Слова П. Германа, композитор Ю. Хайт.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор.

Припев:

Всё выше, и выше, и выше

Стремим мы полет наших птиц,

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.

 

Бросая ввысь свой аппарат послушный

Или творя невиданный полёт,

Мы сознаём, как крепнет флот воздушный,

Наш первый в мире пролетарский флот!

Припев.

 

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,

Наш каждый нерв решимостью одет;

И, верьте нам, на каждый ультиматум

Воздушный флот сумеет дать ответ.

Припев.

Тринадцатый зал музея – «Битва за Кавказ». Здесь также из-за обилия и специфики информации вспоминаются опять знаменитые песни Владимира Семёновича Высоцкого из фильма «Вертикаль»:

Баллада об альпийских стрелках

Автор: В. Высоцкий

Мерцал закат, как сталь клинка.

Свою добычу смерть считала.

Бой будет завтра, а пока

Взвод зарывался в облака

И уходил по перевалу.

Припев:

Отставить разговоры —

Вперед и вверх, а там…

Ведь это наши горы,

Они помогут нам!

Они помогут нам!

 

А до войны вот этот склон

Немецкий парень брал с тобою!

Он падал вниз, но был спасен,

А вот сейчас, быть может, он

Свой автомат готовит к бою.

Припев.

 

Взвод лезет вверх, а у реки —

Тот, с кем ходил ты раньше в паре.

Мы ждем атаки до тоски,

А вот альпийские стрелки

Сегодня что-то не в ударе.

Припев.

 

Ты снова здесь, ты собран весь,

Ты ждешь заветного сигнала.

А парень тот, он тоже здесь.

Среди стрелков из «Эдельвейс».

Их надо сбросить с перевала!

Припев.

Экспонаты зала: 107-ММ ГОРНО-ВЬЮЧНЫЙ ПОЛКОВОЙ МИНОМЕТ ОБР. 1938 Г., ФУРАЖКА ОФИЦЕРСКАЯ, ШИНЕЛЬ ОФИЦЕРСКАЯ, ГИМНАСТЕРКА ОФИЦЕРСКАЯ, ГАЛИФЕ, САПОГИ ОФИЦЕРСКИЕ, ПОРТУПЕЯ ОФИЦЕРСКАЯ, КОБУРА, КОШКИ ГОРНЫЕ, БОТИНКИ ГОРНЫЕ, ПРИМУС OREMUS, ОЧКИ ГОРНЫЕ, КОМПАС АРМЕЙСКИЙ, КОТЕЛОК СОЛДАТСКИЙ, «РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК В ГОРАХ», МЕДАЛЬ «ЗА ОБОРОНУ КАВКАЗА», 7,62-ММ ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ ШПАГИНА ОБР. 1941 Г. (ППШ-41), 7,62-ММ СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА С ОПТИЧЕСКИМ ПРИЦЕЛОМ ПУ ОБР. 1891/1930 ГГ., ПОЛЕВАЯ СУМКА С. Г. ЛЕВИЦКОГО, УЧАСТНИКА БОЕВ НА «МАЛОЙ ЗЕМЛЕ», КОМПАС АДРИАНОВА, ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ Л. И. МАСЛЕННИКОВА.

В четырнадцатом зале «Партизанское движение» на экране совсем как живая рассказывает о своей судьбе молодая партизанка. Когда будете в музее «Дорога памяти» послушайте её рассказ – не пожалеете…

Экспонаты зала: 7,62-ММ ВИНТОВКА ОБР. 1891/1930 ГГ., УЧЕБНАЯ СПИСАННАЯ, ЩЕЛОЧНОЙ АККУМУЛЯТОР, СИГНАЛЬНЫЙ ФОНАРИК, КАССА-РУБАШКА, МАШИНКА ПОДРЫВНАЯ ПМ-2, 7,62-ММ КАРАБИН ОБР. 1938 Г., ПАРТИЗАНСКИЙ РУЧНОЙ ПУЛЕМЕТ, ПЕРЕДЕЛАННЫЙ ИЗ ДТ-29 (ДЕГТЯРЕВА ТАНКОВОГО), НОЖ, ПЕРЕДЕЛАННЫЙ ИЗ ШТЫКА ОТ СВТ-40, КОЛЮЧКИ-«ЕРШИ», МАШИНКА ПОДРЫВНАЯ ПМ-1, ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ СУДАЕВА (ППС) ОБР. 1943 Г., ПЛАТОК, КОЖАНЫЙ ПОРТФЕЛЬ.

В следующем зале музея представлены агитационные плакаты и документы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Главный среди них – знаменитый плакат «Родина мать зовёт!» художника Ираклия Моисеевича Тоидзе.

Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 г. А в середине  июля — плакат был известен уже всей стране… Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».

Из воспоминаний сына художника: «К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил её. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире…

Отец с мамой были очень скромными людьми… Мама, например, могла одеваться в Париже, но имела весьма скромный гардероб. Отец был лауреатом четырёх Сталинских премий всех возможных степеней — в 1941, 1948, 1949 и 1951 годах. В 51-м он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР».

По воспоминаниям сына художника – Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о! Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твоё прорыдать». Подчеркнул – значит, запали в душу. Запали – значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!

«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…

Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у неё была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!». Видимо, выражение лица у неё было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У неё то и дело затекала поднятая вверх рука. Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Тоидзе никогда ещё не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на её лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!».

 

Шестнадцатый зал музея «Дорога памяти» называется прозаически «Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне», но я бы назвал его так – «Смерть шпионам!», потому что он посвящён войсковым разведчикам и чекистам, боровшимся с бандитами, диверсантами и всякими «лесными братьями».

Досадно, что уже поджимало время и не удалось подробно всё исследовать в этом зале и от начала до конца посмотреть интересный видеофильм о захвате военными чекистами вражеских агентов-диверсантов, а также изучить уникальные экспонаты зала: ДОКУМЕНТЫ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ; ТРОФЕЙНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НЕМЕЦКОЙ РАЗВЕДКИ АБВЕР, ДОБЫТЫЕ СОВЕТСКОЙ КОНТРРАЗВЕДКОЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ; ЗАФРОНТОВАЯ РАБОТА СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ; РАДИОИГРЫ; ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НАГРАДЫ А. А. БЕЛЕНЬКОГО, СОТРУДНИКА УКР СМЕРШ НКВМФ; 7,62-ММ РЕВОЛЬВЕР СИСТЕМЫ НАГАНА ОБР. 1895 Г.; 9-ММ ПИСТОЛЕТ БОРХАРДТА — ЛЮГЕРА «ПАРАБЕЛЛУМ» ОБР. 1908 Г.; 9-ММ ПИСТОЛЕТ СИСТЕМЫ ВАЛЬТЕРА ОБР. 1938 Г.; АРМЕЙСКИЙ НОЖ; АРМЕЙСКИЙ НОЖ; НОЖ ПЕХОТНЫЙ; УНИФОРМА СОТРУДНИКА НКВД СССР ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ; УНИФОРМА СОТРУДНИКА КОНТРРАЗВЕДКИ СМЕРШ ОБР. 1943 Г.

В семнадцатом зале — «Культура во время войны» — показан нехитрый быт советских солдат, простые радости на передовой, рассказано и показано, какие артисты выступали перед нашими воинами, какие фильмы им показывали на войне. Здесь же экспонаты: ПАТЕФОН С ПЛАСТИНКАМИ, СТАТУЭТКА «СОЛДАТСКИЙ ДУЭТ», СТАТУЭТКА «ВОИНЫ», МАКЕТ ДЕКОРАЦИЙ К СПЕКТАКЛЮ «СТАЛИНГРАДЦЫ», БАЛАЛАЙКА и БАЯН.

Здесь пожилые посетители вспоминали и даже спорили о том, какие песни военных лет появились в каком году. Например, оказалось, что очень популярная песня «Вечер на рейде» («Споёмте, друзья!» и «Прощай, любимый город!») композитора Василия Соловьёва-Седого на стихи Александра Чуркина была написана в августе 1941 года, а знаменитая песня «Давай закурим» композитора Ильи Френкеля на слова Модеста Табачникова. Эту песню в 1941 году исполняла очень знаменитая певица Клавдия Ивановна Шульженко.

Но самой главной песней Великой Отечественной войны стала «Священная война». Вот история этой песни (источник Википедия):

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Раздавать всем слова и ноты песни не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты хора переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день, по желанию зрителей и слушателей, исполнили пять раз подряд.

В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда германский вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, песня «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941 (Грампласттрест № 11019) и 1942 годах (Грампласттрест № 119).

В послевоенное время «Священная война» часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и имела широкий успех, как в СССР, так и на зарубежных гастролях. 22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова под бурные аплодисменты песня была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. В некоторых российских СМИ посчитали, что такой песенный ответ на негативное отношение Запада к России приобрёл неоднозначный смысл. Натовцы даже песен наших боятся!

В восемнадцатом зале снова всё внимание хронике войны, деятельности советских военных авиаторов, кавалеристов, ополченцев, бронебойщиков и краснофлотцев-сигнальщиков. Здесь особо интересно было автору этого фоторепортажа, потому что его отец – участник, ветеран и инвалид ВОВ был отчаянным и храбрым кавалеристом, командиром разведывательного эскадрона, в боевую задачу которого входила разведка боем и рейды по тылам врага, а сам автор служил в 1971-1974 годах на Дважды Краснознамённом Балтийском флоте рулевым-сигнальщиком БПК «Свирепый».

Волнение, с которым неизбежно проходишь каждый зал музейного комплекса «Дорогой памяти» и каждый шаг из 1418 дней той воны «зашкаливает» и этому волнению нет предела ни во времени, ни в пространстве. Словно проживаешь всё увиденное сам…

Девятнадцатый зал – «Курская битва». КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА, 57-ММ ПУШКА ЗИС-2, ОДНОЗАРЯДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ РУЖЬЕ СИСТЕМЫ ДЕГТЯРЕВА, СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ МАКСИМА и бой. Страшный танковый бой…

Знаменитый и лучший средний танк Великой Отечественной войны – Т-34. Ныне этот советский танк вместе с штурмовым флагом 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария, является символом Великой Победы многонационального советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Очень жаль, что смерть скульптора Евгения Вучетича, автора мемориального комплекса и скульптуры «Родина Мать зовёт!» на Мамаевой кургане в Сталинграде (Волгограде) не позволила создать грандиозный монументальный ансамбль, посвящённый героям битвы на Курской дуге в 1943 году. Очень надеюсь, что этот мемориал будет создан во славу русского и советского оружия, русских и советских героев-победителей.

Двадцатый зал посвящён незаслуженно подзабытой героической и трагической «Битве за Днепр» осенью 1943 года, которая стала одним из крупнейших сражений в истории Великой Отечественной войны. С обеих сторон в той битве приняло участие до 4 000 000 человек, а фронт растянулся почти на 750 километров.

Вот как отразил эту битву Виктор Кантемиров – внук Подгорного Ивана Матвеевича 1911 года рождения, служившего в 1943 году шофером в 27-й отдельной инженерной бригаде специального назначения 2-го Украинского фронта.

«Гитлер понял, что летнее наступление Красной Армии если и удастся остановить, то только на Днепре, за счёт создания многочисленных укреплений «Восточного вала». Он требовал, чтобы солдаты вермахта защищали позиции на Днепре любой ценой. До Днепра немецкая армия отступала. Это был тактический ход, чтобы сохранить основные силы. Они определили эту водную преграду, от которой нельзя отступать, и считали, что мы её не сможем преодолеть. Так, с августа 1943 года вдоль всего берега Днепра возводились всевозможные укрепления, оборудованные огневыми точками. Днепр с его крутым правым берегом, на котором сосредоточились фашисты, и левым, более пологим, в низовье своём разливался до 3-х километров в ширину и представлял серьёзную преграду. А ещё было сильное течение в середине реки и очень холодная вода. Те, кто падал в воду вдали от берега, были практически обречены.

… Наши армии ещё гнали отступающего противника к реке, а уже был получен приказ главнокомандующего – с ходу форсировать Днепр. Важно было не дать противнику передышки для перегруппировки и укрепления оборонительных рубежей. Но растянувшиеся до 200 км на марше части оказались без собственных плавсредств и понтонов, без поддержки средств ПВО и тяжелой артиллерии. Из-за острой нехватки горючего вся техника значительно отставала от выдвинувшихся к Днепру передовых частей. Георгий Жуков вспоминал: «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении». Лодки и понтоны застряли где-то на марше. Средств для переправы почти не было, не считая нескольких надувных лодок. Местность на левом берегу степная, нет леса, не из чего было вязать плоты. Поэтому в ход пошло всё, что нашлось в ближайших поселениях (бочки, двери, деревянные сараи, плетни, крыши). Осложнялось всё ещё и тем, что у наших армий не было достаточного опыта по форсированию таких мощных и широких рек. Некоторые бойцы вообще не умели плавать.

… Когда солдаты увидели, какую реку придётся форсировать, многим стало не по себе. Температура воды в это время не превышала 5-6 градусов, а воздуха — около 10 градусов тепла. Через несколько минут пребывания в такой воде наступали переохлаждение и судороги мышц. Наши бойцы в шинелях, с оружием, гранатами, противогазом, сапёрной лопаткой и в кирзовых сапогах, выплыть на берег самостоятельно уже не могли. А с правого высокого и обрывистого берега по ним били пулемёты, артиллерия и миномёты. Днём переправляться было чистое самоубийство. Иногда высоко, на недосягаемой высоте висела «рама», выискивая сосредоточения наших войск, по которым сразу била артиллерия. Наших зенитных расчётов было мало, и немецкая авиация безнаказанно уничтожала всё, что обнаруживала на воде и на нашем берегу. В первые дни нам так не хватало поддержки с воздуха авиации, огня зенитчиков и артиллерии.

По ночам тёмные просторы реки высвечивались сигнальными ракетами, и по любому предмету на воде открывался шквальный пулемётный огонь. Несколько ночных неудачных попыток форсирования Днепра в самом начале операции стоили нам до половины личного состава (штурмующих реку частей — автор). Тех, кого не достали пули, убивала своим холодом вода. Многие наступательные группы уходили к реке и не возвращались. А утром река выбрасывала на берег тела наших солдат, форсировавших Днепр выше по течению. Это было страшное зрелище. Река казалась красной от крови. О тех событиях писатель-фронтовик Юрий Бондарев написал повесть «Батальоны просят огня».

… Каким-то чудом небольшим группам бойцов удавалось выбраться на вражеский берег и глубоко зарыться в него до рассвета. А с новым днём накатывались новые и новые волны огня, старающиеся сбросить их с обрыва обратно в реку. Но они держались. Много было раненых, но некому было их спасать. Наскоро перевязанные, они не выпускали из рук оружия. Не хватало боеприпасов и… воды. Хоть до реки было рукой подать, но выходить на простреливаемый берег было смертельно опасно. Лодки, груженные боеприпасами и минами, немцы топили в первую очередь. В воздухе непрерывно висели немецкие самолёты и волнами свободно бомбили плацдарм и переправы. А на самом плацдарме не стихала артиллерийско-миномётная канонада, стреляли танки, снаряды рвались на земле и в воде, поднимая фонтаны брызг.

Трагически закончилась попытка десантирования парашютистов за Днепр. Из-за ошибки пилотов часть десантников попала в воды Днепра, часть на свои же позиции. Другие были ещё в воздухе расстреляны с земли зенитным и автоматическим огнём. Уцелевшая часть десанта за неимением противотанкового оружия была сметена вскоре после высадки танковыми корпусами. Единицам из них удалось выжить и пробиться к партизанам. Последние, со своей стороны, тоже помогали нашему наступлению, нарушая коммуникации врага, мешали подвозить подкрепление, боеприпасы и продовольствие. И атаки нашей авиации, и огненные удары «Катюш», и массированная огневая поддержка артиллерии — всё это было позже, когда к Днепру подтянулись основные силы наступающих армий (Красной Армии). Это позволило навести понтонные переправы и перекинуть «бронетанковый кулак» за реку, на отвоёванные у врага плацдармы.

Победа в битве за Днепр досталась нам дорогой ценой. Это сражение стало одним из самых кровопролитных в Великой Отечественной войне. К началу октября 1943 года в переправившихся за Днепр дивизиях оставалось только 20—30% от штатной численности личного состава. Только по официальным данным, наши потери составили убитыми и ранеными от 400 000 до 1 200 000 человек. За форсирование Днепра только звание Героя Советского Союза было присвоено 2438 воинам. А в памяти всего народа болью отозвалась песня «Ой, Днепро, Днепро…» (ноябрь 1941).

ПЕСНЯ О ДНЕПРЕ

Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского

У прибрежных лоз, у высоких круч

И любили мы и росли.

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,

Над тобой летят журавли.

 

Ты увидел бой, Днепр отец-река,

Мы в атаку шли под горой.

Кто погиб за Днепр, будет жить века,

Коль сражался он, как герой.

 

Враг напал на нас, мы с Днепра ушли.

Смертный бой гремел, как гроза.

Ой, Днепро, Днепро, ты течешь вдали,

И волна твоя, как слеза.

 

Из твоих стремнин ворог воду пьет,

Захлебнется он той водой.

Славный день настал, мы идем вперед

И увидимся вновь с тобой.

 

Кровь фашистских псов пусть рекой течет,

Враг советский край не возьмет.

Как весенний Днепр, всех врагов сметет

Наша армия, наш народ.

«Живые» экспонаты 20-го зала «Битва за Днепр»: 7,62-ММ ПИСТОЛЕТ СИСТЕМЫ ТОКАРЕВА (ТТ), НОЖ АРМЕЙСКИЙ, КОБУРА ОТ ПИСТОЛЕТА СИСТЕМЫ ТТ, 26-ММ СИГНАЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ СИСТЕМЫ ШПАГИНА (СПШ), 26,65-ММ ПИСТОЛЕТ СИГНАЛЬНЫЙ LP-42 ОБР. 1942 Г., НАГРУДНИК СПАСАТЕЛЬНЫЙ, ПОЛУПОНТОН ПАРКА ДМП, 12,7-ММ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ ДЕГТЯРЕВА — ШПАГИНА ОБР. 1938 Г. (ДШК), КРУЖКА МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ.

Двадцать второй зал «Дороги памяти» — «Тыл фронту». СТАНОК ФРЕЗЕРНЫЙ, СТАНОК ОТРУБНОЙ, 45-ММ ВЫСТРЕЛ К АРТИЛЛЕРИЙСКОМУ ОРУДИЮ, ГИЛЬЗЫ ОТ 45-ММ ВЫСТРЕЛОВ, ГИЛЬЗЫ ОТ 122-ММ ВЫСТРЕЛОВ К ГАУБИЦЕ ОБР. 1938 Г. (М-30), 85-ММ ВЫСТРЕЛ К АРТИЛЛЕРИЙСКОМУ ОРУДИЮ, ГИЛЬЗЫ ОТ 85-ММ ВЫСТРЕЛОВ. Всё это и многое другое делали в тылу женщины и дети, старики и инвалиды, непригодные к военной службе, но отдававшие всё, в том числе своё здоровье и жизни ради общей победы над фашистской Германией. Почему?

Потому что это были советские люди, потому что это был советский народ, потому что это был многонациональный народ Союза Советских Социалистических Республик, возглавляемый Коммунистической партией Ленина-Сталина и это исторический факт. Неумолимый, неопровержимый, реальный, фактический и действительный. Не признавать этот факт, замалчивать его и не замечать, значит, противоречить только что принятым поправкам в Конституцию Российской Федерации.

Лозунги: «Ни шагу назад!», «Родина-Мать зовёт!», «Наше дело правое, победа будет за нами!», «За Родину! За Сталина!», «Всё для фронта! Всё для победы!», «Народ и партия – едины!», — это была правда, истинная правда, которая обеспечила единство и победу советского народа в тылу Великой Отечественной войны. К этим лозунгам добавлю ещё один: «Обязан — значит, могу!» (личный девиз русского полководца и генералиссимуса Александра Васильевича Суворова).

Единственный зал музейного комплекса «Дорога памяти», в котором автор фоторепортажа не стал подробно фотографировать, это был зал «Ужасы войны» (23-й). То, что здесь представлено нужно увидеть, услышать, прочитать и осознать самому и каждому. Лично. Не пройти мимо, не проскользнуть в страхе или жалости, а задержаться, до предела мобилизовав свою волю в тугой ком нервов…

КИРПИЧ ИЗ КРЕМАТОРИЯ КОНЦЛАГЕРЯ БУХЕНВАЛЬД, ЗУБЫ, ВЫРВАННЫЕ У ТРУПОВ ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ОБНАРУЖЕННЫЕ В ПЕПЛЕ В РАЙОНЕ КРЕМАТОРИЕВ ЛАГЕРЯ ОСВЕНЦИМ, ТУФЕЛЬКА ДЕТСКАЯ КОЖАНАЯ С ШИТЬЕМ, КОРОБКА ИЗ-ПОД ГРАНУЛ «ЦИКЛОНА Б», ЖЕТОНЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗ КОНЦЕНТРАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ МАЙДАНЕК.

Это нужно не мёртвым, это нужно живым. Чтобы все и каждый знал и запомнил: война – это не «компьютерные стрелялки», это «ужас человечества», страх, страдания и мучительная гибель множества людей. Вот почему наш лозунг: «Нет войне!».

24-й зал музея – «Море в огне», посвящённый ратным подвигам морских пехотинцев, десантников, подводников, советских военных моряков. Экспонаты зала: ЯКОРЬ СИСТЕМЫ ХОЛЛА, ФРАГМЕНТ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ, ЗВЕНЬЯ — С КОНТРФОРСАМИ, ЛОПАСТЬ ПРОПЕЛЛЕРА С УСТРОЙСТВОМ ИЗМЕНЕНИЯ ШАГА ВИНТА САМОЛЕТА ДБ-3Ф, СТЕКЛО ТРИПЛЕКСНОЕ ОТ СМОТРОВОЙ ЩЕЛИ БОЕВОЙ РУБКИ КРЕЙСЕРА «КИРОВ», СЕКСТАНТ НАВИГАЦИОННЫЙ С ГВАРДЕЙСКОГО ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА «СТОЙКИЙ», ЛЕНТА ОТ БЕСКОЗЫРКИ С НАДПИСЬЮ «МАРАТ», ТИФОН КОРАБЕЛЬНЫЙ ПАРОВОЙ С РАСТРУБОМ, КРЕНОМЕТР НАСТЕННЫЙ, РУБОЧНЫЙ, МАЯТНИКОВЫЙ, ИЛЛЮМИНАТОР С ПРАВОГО БОРТА ЛИДЕРА ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ «ЛЕНИНГРАД» БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА, КОЛОКОЛ СУДОВОЙ С КРАСНОЗНАМЕННОГО ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА «ГРОМКИЙ» СЕВЕРНОГО ФЛОТА, РЕПИТЕР С КОМПАСНОЙ КАРТУШКОЙ, КОТЕЛКОМ ГИРОКОМПАСА «КУРС-1» С КРАСНОЗНАМЕННОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-21, БИНОКЛЬ ПРИЗМЕННЫЙ 7 × 50, НОЧНОЙ, С МОНИТОРА «ЖЕЛЕЗНЯКОВ», ФРАГМЕНТ МАШИННОГО ТЕЛЕГРАФА МИНОНОСЦА «БДИТЕЛЬНЫЙ» ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ТЕЛЕФОН ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗ ХОДОВОЙ РУБКИ ЛИДЕРА ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ «МИНСК».

26-й зал имеет название «Союзники», 27-й – «Операция «Багратион», 29-й – «На северных рубежах», 30-й – «Освобождение Европы от нацизма», 32-й – «Страницы истории». Залы музея поражают своим великолепным видом, насыщенностью, информативностью, а вот и один из создателей этой грандиозной экспозиции – мастер компьютерного дела Мелешкин Станислав Владимирович, которому автор фоторепортажа и другие посетители заслуженно воздали признание, уважение, благодарность, честь и славу. Персонально Станиславу, а в его лице, всем создателям и сотрудникам музейного комплекса «Дорога памяти».

Экспонаты указанных залов: СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ЛЕТЧИКИ ПОЛКА “НОРМАНДИЯ — НЕМАН”», ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ ТОМПСОНА M1928A1, КАЛИБР 11,43 ММ. США, ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ REISING M50, КАЛИБР 11,43 ММ. США, 7,62-ММ СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ БРАУНИНГА ОБРАЗЦА 1919 Г. 1940-Е ГГ. США, НОЖНИЦЫ РУЧНЫЕ САПЕРНЫЕ ДЛЯ РЕЗКИ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ ПРОИЗВОДСТВА США, ДО 1940-Х ГГ., ВИНТОВКА ЛИ-ЭНФИЛД, КАЛИБР 7,9 ММ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ («КАСКА БРОДИ»), ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ЛЕТЧИКАМ, ПОГИБШИМ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ «ЗЕБРА», ФУРАЖКА АМЕРИКАНСКОГО ОФИЦЕРА, КЕПИ ФРАНЦУЗСКОГО СТАРШЕГО ОФИЦЕРА, НАГРАДЫ ГРАЖДАНИНА ВЕЛИКОБРИТАНИИ Р. Н. СТЭНБЕРИ ПИСЬМО Р. Н. СТЭНБЕРИ, АДРЕСОВАННОЕ ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС М. С. ГОРБАЧЕВУ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ О ПЕРЕДАЧЕ НАГРАД И ДНЕВНИКОВ В СССР, САБЛЯ ОФИЦЕРСКАЯ — БОЕВОЙ ТРОФЕЙ С. Ф. НИЛОВСКОГО, ГВАРДИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА АРТИЛЛЕРИИ, ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ЗНАК ЛИЧНЫЙ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ВЕРМАХТА, ШЛЕМ Г. И. ЗАХАРОВА — ГВАРДИИ-ЛЕЙТЕНАНТА, КОМАНДИРА БРОНЕКАТЕРА ДНЕПРОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ, 26-ММ ПИСТОЛЕТ СИГНАЛЬНЫЙ, 7,62-ММ ВИНТОВКА ОБР. 1891/1930 ГГ., 7,62-ММ ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ ШПАГИНА ОБР. 1941 Г. (ППШ-41), 7,92-ММ МАГАЗИННАЯ ВИНТОВКА СИСТЕМЫ МАУЗЕРА ОБР. 1898 Г., АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ БУССОЛЬ СИСТЕМЫ МИХАЙЛОВСКОГО — ТУРОВА (БМТ), САБЛЯ ОФИЦЕРСКАЯ ВМС ГЕРМАНИИ, СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ ОБРАЗЦА 1940 Г. (М40), ФОТОАЛЬБОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 170-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ, БИНОКЛЬ ПРИЗМЕННЫЙ (Б6×30), ФРАГМЕНТ ФОК-МАЧТЫ С ВЕРХНИМ РЕЕМ, ФЛАГ ГВАРДЕЙСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ, ФЛАГ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ, НОЖ САМОДЕЛЬНЫЙ Л. Л. НОВОСПАССКОГО, ФРАГМЕНТ КАНАТА, АРТПЛАНШЕТ, ЛЕНТА С БЕСКОЗЫРКИ Е. А. МАКАРЕНКО, РАСЧЕТНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ СТРЕЛЬБЫ, КОМПАС НАРУЧНЫЙ, ПЛАКАТ «ПОБЕДУ ДОБЫТЬ МОЖНО ТОЛЬКО БОЕМ. В БОЮ, ДЕСАНТНИК, БУДЬ ГЕРОЕМ!», ПЛАКАТ «СМЕЛЫХ МАТРОСОВ ФРИЦ БОИТСЯ. СМЕЛО ИДИ, ДЕСАНТНИК, НА ФРИЦА!», ПЛАКАТ «ПО ФАШИСТСКОЙ СВОРЕ СОБАЧЬЕЙ — ОГОНЬ, ПОЛУОСТРОВ РЫБАЧИЙ!», ГРАФИК ПОЛОСЫ ПОПАДАНИЯ ПРИ АТАКЕ КОНВОЯ ПРОТИВНИКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ С-104 (20 ИЮНЯ 1944 Г.), БОЕВОЙ ЛИСТОК «СВОИМ ТРУДОМ УСКОРИМ ПОБЕДУ НАД ВРАГОМ!» ОТ 25 ЯНВАРЯ 1942 Г., ЛИСТОВКА «НОВЫМИ ПОБЕДАМИ НАД ВРАГОМ ПРОСЛАВИМ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ НАШЕЙ РОДИНЫ!», БАНКА ИЗ-ПОД СГУЩЕННОГО МОЛОКА, БАНКА ИЗ-ПОД ТУШЕНКИ СВИНОЙ, ЗВЕЗДА ПОБЕД С ЦИФРОЙ «1» С ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА «РАЗУМНЫЙ», СТОЛБ ПОГРАНИЧНЫЙ, ГОРОД МУРМАНСК. 1970-Е ГГ. СССР.

Завершают «Дорогу памяти» залы 33-й – «Берлинская операция. Штурм рейхстага», 34-й – «Парад Победы» и 35-й – «Никто не забыт, ничто не забыто». Эффект личного присутствия и участия в этих событиях полный! Вызывает только оторопь и недоумение вещи Гитлера и его книга «Майн кампф». Думается, что им в витринах тут не место… Может быть, где-то там, под полом, под броневым стеклом, под нашими ногами, вместе с «железными крестами», поверженными фашистскими знамёнами и оружием германского вермахта?

Экспонаты 33-го и 34-го залов музея: ФРАГМЕНТ СТЕНЫ РЕЙХСТАГА С АВТОГРАФАМИ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ, КЛЮЧ ОТ ОДНОГО ИЗ ПОМЕЩЕНИЙ РЕЙХСТАГА, ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ РЕЙХСКАНЦЛЕРА А. ГИТЛЕРА, ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ПОЛИТРУКА НИКУЛИНОЙ, СУВЕНИРНЫЙ ГЛОБУС, АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ КНИГА РЕЙХСКАНЦЛЕРА ГЕРМАНИИ А. ГИТЛЕРА MEIN KAMPF («МОЯ БОРЬБА»), ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ ОРДЕН СССР «ПОБЕДА» 1940-Е ГГ. СССР, ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ КРАСНОЙ АРМИИ 1941–1945 ГГ., БАРАБАН МАЛЫЙ, ФАНФАРА, РЯДОВОЙ ПАРАДНОГО РАСЧЕТА ПАРАДА ПОБЕДЫ 24 ИЮНЯ 1945 Г., СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ПАРАДНОГО РАСЧЕТА ПАРАДА ПОБЕДЫ 24 ИЮНЯ 1945 Г.

На краю 1418 шагов Дорогой памяти, посетители попадают в зал «Никто не забыт, ничто не забыто». Нескончаемым потоком по сводам зала медленно плывут и тают фотографии миллионов людей; считает шаги-дни скорбный счётчик, а в нишах светятся светлячкам плошки в память погибшим.

Здесь молчат. Думают. Просто смотрят и воспринимают. И только огоньки свеч туманятся и расплываются в глазах от нахлынувших чувств. Да, помнить – это тоже очень нелегко…

Вот и закончились наши тяжкие и счастливые, насыщенные и потрясающие 1418 шагов по Дороге памяти. Оставим и мы свой след, свои впечатления в книге посетителей.

Калужская делегация с гордостью, восхищением и благодарностью поздравляет создателей и посетителей музейного комплекса «Дорогой памяти» и Главного храма ВС РФ с Победой! Мы, 42 человека, взяли с собой фотографии наших родных, погибших во время Великой Отечественной войны, чтобы они вместе с нами нашими глазами, нашим сознанием, нашей памятью увидели эту красоту и величие Храма Вознесения Христова, этот замечательный современный музейный комплекс «Дорога Памяти». Мы уже не только «Бессмертный полк», — мы уже «Бессмертная армия»! Расписываемся здесь так, как расписывались наши отцы на колоннах и стенах рейхстага! А.С. Суворов, Н.А. Суворова. 22.07.2020 г.

А на последок затеплились зажжённые Ниной Анатольевной, нашим внуком Тимуром и автором фоторепортажа огоньки свеч-огарочков и вспомнились слова песни А. Фатьянов и В. Соловьева-Седого…

Горит свечи огарочек

Гремит недальний бой.

Налей, дружок, по чарочке

По нашей фронтовой!..

Продолжение «ПРОФСОЮЗНАЯ ДОРОГА К ХРАМУ» следует в новой статье-публикации.

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты