«Фронтовые» будни профкома ППО АО «Калугапутьмаш».

У посетителей нашего сайта http://40.rosprofprom.ru может сложится впечатление, что профсоюзная деятельность Калужской областной организации РОСПРОФПРОМ-Калуга и первичных профсоюзных организаций предприятий, входящих в ее структуру, сплошь состоит из «парадных» мероприятий, новогодних праздников, путешествий, поездок, экскурсий и заседаний. На самом деле это не так. На самом деле профсоюзные будни организации, первичек и профкомов, а также профсоюзных лидеров и активистов, состоят из множества простых и сложных дел, работ, мероприятий, среди которых особо выделяются сложные взаимоотношения с работодателями и их представителями. Зачастую такие профсоюзные будни похожи на «фронтовые»… Судите сами (чтобы узнать правду наберитесь терпения, дочитайте эту принципиальную статью до конца).

Цель, задача и стремление работодателей и их учредителей (собственников, хозяев) простая и единственная – прибыль, то есть выгода, доход, увеличение капитала, достижение максимального результата производства с минимальными расходами на обеспечение и содержание работников. Цель, задача и потребность трудового коллектива работников, представителями которых является профсоюз, тоже простая и единственная – жизнеобеспечение своих семей, своей жизни, своего развития за счёт заработной платы за выполненную работу. При этом справедливо, когда заработная плата объективно соответствует количеству и качеству выполненной работы, а прибыль предприятия эффективно используется для обеспечения высокой производительности труда работников. В результате в выгоде оказываются все стороны социального партнёрства: работодатели и их хозяева-собственники получают прирост капитала, доход, дивиденды; работники – высокие зарплаты, премии, компенсации, льготы, а власть – трудовую занятость населения, налоги в бюджет, стабильность в обществе.

Однако, редко бывает, когда интересы и устремления всех этих трёх сторон социального партнёрства гармонично совпадают, потому что каждая из сторон естественно и закономерно стремится достичь желаемого за счёт меньших ресурсо- и трудозатрат; хитрит, выгадывает, пытается использовать объективные обстоятельства и свои преимущества. При этом очень многое в таких отношениях зависит от так называемого «человеческого фактора», то есть от качеств личности руководителей работодателей, профсоюзных лидеров и чиновников – представителей исполнительной власти. Вот почему зачастую профсоюзные будни становятся «фронтовыми», напряжёнными, динамичными, а иногда и боевыми.

9 января 2020 года в профком ППО АО «Калугапутьмаш» принесли зарегистрированное в канцелярии завода письмо №348 (вх.№ 84-2-7/14 от 09.01.2020 г.), в котором директор по персоналу и общим вопросам «в соответствии со ст. 44 ТК РФ и п.17.3 раздела 17 Коллективного договора, действующего в акционерном обществе», сообщал о направлении в адрес профкома «для рассмотрения и подписания дополнительного соглашения к Коллективному договору об исключении из текста пункта 7.1» (краткие регламентированные перерывы в работе работников акционерного общества).

— Внесение вышеуказанных изменений, — сказано в письме, — обусловлено включением АО «Калугапутьмаш» в Федеральную программу «Повышения производительности труда», условием которой является достижение (акционерным) обществом заданных Программой показателей производительности труда, а именно увеличение производительности на З0% в течение 3-х лет. Достижение заданных показателей в АО «Калугапутьмаш» обеспечивается внедрением новых прогрессивных технологий, закупкой высокопроизводительного оборудования, а также проведением мероприятий по рациональному использованию рабочего времени.

Далее в письме было сказано, что «в настоящее время установленные п. 7,1. Коллективного договора регламентированные перерывы используются работниками (акционерного) общества нерационально (курение на территории Общества, выходы за пределы структурных подразделений, регулярные опознания (вероятно опечатка, «опоздания») явки нa рабочее место после окончания времени перерыва), что, в свою очередь приводит к снижению эффективности использования рабочего времени и нарушениям трудовой дисциплины». Никаких иных количественно-качественных учётных показателей или экономических данных неэффективности использования рабочего времени или нарушений трудовой дисциплины в письме не приводится, предлагается поверить на слово.

Что же помешало работодателю в Коллективном договоре, о каких регламентированных перерывах идёт речь в письме? Раздел 7 Коллективного договора «Регламентированные перерывы на отдых в течение рабочего дня» в пункте 7.1 устанавливает, что

«В целях профилактики утомления, повышения работоспособности и продуктивности труда вводятся следующие перерывы на отдых в течение рабочего дня:

Для основных и вспомогательных рабочих, руководителей, инженерно-технических работников, специалистов и служащих вводятся два регламентированных перерыва: с 09:15 до 09:30 – 1-й регламентированный перерыв; с 14:00 до 14:15 – 2-й регламентированный перерыв. Во время перерыва обязательно проводится 5-минутная физкультурная пауза».

Далее директор по персоналу и общим вопросам в письме утверждает: «Дополнительно сообщаю, что действующим трудовым законодательством регламентированных перерывов, указанных в пункте 7.1 Коллективного договора, в течение рабочего дня не предусмотрено».

— На основании изложенного, — завершается текст письма, — в целях повышения эффективности использования рабочего времени, сокращения нарушений трудовой дисциплины, а также соблюдения условий Федеральной программы «Повышения производительности труда», а также по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, прошу подписать дополнительное соглашение и один экземпляр вернуть в наш адрес. В случае необходимости проведения взаимных консультаций прошу согласовать дату их проведения».

Далее важная приписка: «Приложение: два экземпляра доп. соглашения».

На самом деле никакого приложения и текста «доп. соглашения» к Коллективному договору к письму не прилагалось и до сих пор (на 30.01.2020 г.) этого «доп. соглашения» в профкоме ППО АО «Калугапутьмаш» нет…

Как должен был отреагировать профком на данное письмо и предложение официального представителя работодателя, директора по персоналу и общим вопросам? Сначала тщательно проанализировать текст письма, статус отправителя, аргументацию обоснования и предлагаемые изменения в Коллективном договоре, а затем отреагировать, выразив свою позицию в этом вопросе в виде мотивированного мнения и ответа на письмо, что и было сделано, сначала в «рабочем порядке», а затем официально в виде коллегиального решения профкома.

Во-первых, оказалось, что никакой Федеральной программы «Повышения производительности труда» нет, а есть Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» с государственным источником финансирования; год начала: 2018, год окончания: 2024. Паспорт проекта утвержден: 24.12.2018 г.

Цели проекта: Распространение знаний в области повышения производительности труда; Стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти. Задачи проекта:

Сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда.

Стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций.

Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.

Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях.

Ответственные за реализацию проекта «Производительность труда и поддержка занятости» — первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации, руководитель национального проекта — министр экономического развития Российской Федерации, администратор национального проекта — заместитель министра экономического развития Российской Федерации.

Показатели (некоторые) национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»:

Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, процент к предыдущему году: 2020 год — 102,0%;

Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к производительности труда в РФ, процентных пунктов: 2020 год — 0,2%;

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом: 2020 год – 2034;

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом: 2020 год – 575.

Финансовое обеспечение, например, по разделу проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» — 33 857 500 000 рублей, по разделу «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности» — 12 724 700 000 рублей.

Ясно, что работодателю (АО «Калугапутьмаш») очень выгодно попасть в эти программы, подключиться к государственному бюджетному финансированию, выполнить условия вовлечения в данный Национальный проект, но что для этого по условиям проекта надо было сделать?

Кто может стать участником проекта (официальный текст): Участником проекта может стать любое производственное предприятие из любого региона Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора.

Основные критерии для участия в проекте:

Выручка предприятия от 400 млн рублей до 30 млрд рублей в год;

Наличие потенциала повышения производительности труда не менее 10%;

Отношение предприятия к одной из приоритетных отраслей, а именно: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство;

Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%.

Дополнительные критерии для участия в проекте:

желание руководства участвовать в проекте и добиваться результатов;

опыт внедрения инструментов бережливого производства на предприятии;

наличие ресурсов (проектного офиса) для реализации проекта;

существенный разрыв между текущими показателями производительности труда, оборачиваемости запасов и отраслевыми бенчмарками;

возможность роста объёма продаж за счёт наращивания объёмов производства;

согласование участия предприятия в проекте руководством региона и ФЦК.

Как видите, критерии для участия предприятия в национальном проекта «Производительность труда и поддержка занятости» конкретны и объективны. В этих критериях нет упоминания о регламентированных перерывах в работе работников, наоборот, в паспорте проекта указано, что «Нацпроект нацелен на стимулирование предприятий к повышению производительности труда, снятие лишних административно-регуляторных барьеров и развитие экспортного потенциала. Для выполнения этих задач будут проводиться обучение и стажировка управленческих кадров (всего планируется обучить почти 200 тыс. человек), а также создана система грантовой поддержки, модернизированы службы занятости. Главный целевой показатель нацпроекта — ежегодный рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики. Его планируется довести c 1,4% в 2018 году до 5% в 2024 году».

Как видите, ни о каком «увеличении производительности на З0% в течение 3-х лет», указанном в письме представителя работодателя (АО «Калугапутьмаш») в качестве обоснования ликвидации регламентированных перерывов работникам, в Нацпроекте ни слова. Так же, как нет предложений по включению в Коллективный договор тех норм и мер повышения производительности труда, которые отвечали и соответствовали бы основным и дополнительным критериям для участия работодателя (АО «Калугапутьмаш») в указанном Нацпроекте.

Предлагаемый для исключения из Коллективного договора пункт 7.1 имеет своей целью «профилактику утомления, повышение работоспособности и продуктивности труда, обязательные 5-минутные физкультурные паузы», то есть как раз целевые факторы увеличения производительности труда всех, без исключения, работников акционерного общества. Этот пункт Коллективного договора не имеет количественных экономических показателей и не учитывается в критериях оценки повышения производительности труда в Нацпроекте, но прямо влияет на физиологическое и морально-психологическое состояние работников, обеспечивает их законные права, установленные в Коллективном договоре, принятом на конференции трудовым коллективом и заключённым (подписанным) Сторонами – работодателем в лице генерального директора и председателем профкома первичной профсоюзной организации акционерного общества, законным и полномочным представителем трудового коллектива работников АО «Калугапутьмаш».

Аргумент в письме о том, что «действующим трудовым законодательством регламентированных перерывов, указанных в пункте 7.1 Коллективного договора, в течение рабочего дня не предусмотрено», мягко говоря, ошибочен, так как «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019), например, в статье 108. «Перерывы для отдыха и питания» устанавливает, что «В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка».

Кто-то может сказать: «Ага! По Трудовому кодексу перерывы для отдыха и питания устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором, но не Коллективным договором!» и «В Трудовом кодексе устанавливается только перерыв для отдыха и питания». Однако они забывают или не знают, что Правила внутреннего трудового распорядка являются неотъемлемой составной частью Коллективного договора, а сам Коллективный договор – это «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.» (ст. 40 ТК РФ) и «в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: … рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков».

Таким образом, пункт 7.1 Коллективного договора АО «Калугапутьмаш» не только законен, не только правомерен, не только обоснован при его заключении определёнными целями и правами работников и объективными критериями обеспечения физического и морально-психологического здоровья работников, но и обусловлен требованиями и нормами трудового законодательства, правоприменительной и трудовой практикой, трудовыми традициями, а также условиями повышения производительности труда. Работодатель, в лице автора указанного письма-предложения, не указал примеров и показателей экономического расчёта увеличения производительности труда в АО «Калугапутьмаш» на 30% за три года за счёт ликвидации 15-минутных регламентированных перерывов в работе своих работников.

Более того, указанные предложения, как оказывается, прямо противоречат целевому критерию Нацпроекта, то есть «снятию лишних административно-регуляторных барьеров», так как наоборот, вводят эти административно-регуляторные барьеры, ликвидируя законное и естественное право работников на краткосрочные физиологически необходимые перерывы в работе, да ещё с запретом «выходов за пределы структурных подразделений».

Во-вторых, в письме представителя работодателя (АО «Калугапутьмаш») предлагается не изменение пункта 7.1 Коллективного договора (краткие регламентированные перерывы в работе работников акционерного общества), то есть изменение его положений, условий, параметров, например, порядка или времени перерывов, а «исключение из текста пункта 7.1». Таким образом, работодатель (АО «Калугапутьмаш») в лице своего представителя, предлагает исключить из Коллективного договора положение (пункт), полномочия принятия которого, по Коллективному договору АО «Калугапутьмаш», принадлежит конференции трудового коллектива.

Понятие времени отдыха установлено в статье 106 ТК РФ: «Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению». Статьёй 107 ТК РФ установлено, что видом времени отдыха являются: … «перерывы в течение рабочего дня (смены)». Таким образом, исключение из Коллективного договора законно установленного регламентированного краткосрочного целевого перерыва на отдых, оздоровление и повышение производительности труда работников является ограничением и лишением работников законного права на отдых, на свободное от исполнения трудовых обязанностей использование по своему усмотрению времени отдыха.

Вдумайтесь, вникните, всмотритесь в указанные нормы ТК РФ и вы увидите, что ликвидация пункта 7.1 Коллективного договора АО «Калугапутьмаш» ограничивает, а то и лишает работников законного права на отдых, причём свободного от исполнения трудовых обязанностей, а это уже нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ. Как известно, Конституция РФ имеет прямое действие и применяется в любых взаимоотношениях, в том числе трудовых, напрямую, как действующий нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

В-третьих, в соответствии со статьёй 44. «Изменение и дополнение коллективного договора» ТК РФ: «Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)».

Пунктом 17.3 Коллективного договора, на который ссылается в указанном письме представитель работодателя (АО «Калугапутьмаш») установлено: «Изменения и дополнения в Договор вносятся без проведения коллективных переговоров после взаимных консультаций путем подписания Сторонами (генеральный директор и председатель профкома ППО акционерного общества) документа, который оформляется в виде дополнительного соглашения к Договору, являющегося его неотъемлемой частью, и доводится до сведения Работников».

При этом второй и третьей частями пункта 17.3 Коллективного договора установлено, что «Стороны вправе давать разъяснения по вопросам применения положений Договора. Разъяснения издаются в порядке, установленном для внесения изменений и дополнений в Договор» и «Толкование Договора и разъяснение по вопросам применения его положений осуществляется Сторонами по взаимной договорённости».

Увы, несмотря на то, что в письме указано, что к нему прилагается «два экземпляра доп. соглашения» (в Коллективный договор), на самом деле никакого доп. соглашения или иного документа, который оформляется в виде дополнительного соглашения, работодателем в профком не представлено (ни в рабочем порядке, ни официально в виде зарегистрированного документа). Таким образом, для профкома ППО АО «Калугапутьмаш» нет предмета для рассмотрения и предлагаемого от имени работодателя реагирования на указанное письмо в соответствии с действующим трудовым законодательством и Коллективным договором.

14 января 2020 года профсоюзный комитет ППО АО «Калугапутьмаш», председатель профкома Ю.Е. Костриков, на расширенном заседании с участием председателя Калужской областной организации РОСПРОФПРОМ-Калуга Н.А. Суворовой, рассмотрел указанное письмо и своим мотивированным мнением (письменным ответом) отказал работодателю в его предложении исключить из действующего Коллективного договора АО «Калугапутьмаш» пункта 7.1 (краткие регламентированные перерывы в работе работников акционерного общества).

Вот так, казалось бы, за простыми предложениями и аргументами представителя работодателя скрываются сложные юридические и правовые коллизии, взаимоотношения, скрытые интересы и устремления, которые на поверку оказываются противозаконными и противоправными, нарушающими права и свободы работника, трудящегося человека, нарушающими и искажающими нормы трудового права и законодательства. Так незамеченными с первого взгляда оказались, вероятно, истинные мотивы и интересы работодателя в исключении пункта 7.1 из Коллективного договора – «а также по причинам, связанным с изменением организационных условий труда». «Изменение организационных условий труда» — это очень серьёзный системный вопрос, влекущий за собой серьёзные последствия. В указанном письме ничего не сообщается ни о причинах этих изменений организационных условий, ни форма, ни содержание этих изменений, только ликвидация того, что уже есть…

А теперь представьте себе, что на предприятии или в акционерном обществе нет профсоюзной организации, нет боевитого коллегиального профсоюзного комитета, нет принципиального, честного и профессионально подготовленного профсоюзного лидера, нет определённого количества членов профсоюза, достаточного для противодействия противозаконным интересам и действиям работодателя и его хозяев-собственников? Что тогда будет? Вопрос риторический, а ответ закономерный и естественный: «Плохо будет».

Если не будет активного профсоюза, то работники неизбежно будут «крепостными рабами» у капиталистов и собственников средств производства, какими бы «ласковыми», «демократичными» и «социально ответственными» они ни были или не прикидывались. Вот почему профсоюзные будни профкомов, профактива и профсоюзных лидеров первичных профсоюзных организаций, входящих в структуру Калужской областной организации РОСПРОФПРОМ-Калуга, в силу общего настроя всех членов профсоюза, профсоюзных традиций и принципов профсоюзной деятельности больше соответствуют «фронтовым будням» борьбы за права, свободы и интересы трудящихся людей, членов профсоюза, работников.

А вы думаете, что в Калужской областной организации РОСПРОФПРОМ-Калуга только путешествиями, поездками в театры, экскурсиями по историческим и памятным местам России, заседаниями или иными «гули-погули» занимаются? Нет, коллеги, в наших профсоюзных организациях ежедневно ведётся напряжённая многоплановая и многоуровневая профсоюзная работа и не наша вина, что она похожа на бой принципов и интересов…

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты