Ежегодное путешествие РОСПРОФПРОМ-Калуга. Полоцк. Монастырь.

Если в Полоцке просто спросить: «Как идти в Монастырь?», то вам обязательно ответят: «Идите в Сельцо в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский ставропигиальный женский монастырь», хотя на витебщине существуют ещё 8 монастырей: Витебский Свято-Духов женский монастырь; Витебский Марков-Троицкий мужской монастырь; Богоявленский Кутеинский мужской монастырь; Оршанский Свято-Успенский женский монастырь; Свято-Покровский женский монастырь (Толочин); Свято-Успенский Тадулинский женский монастырь; Свято-Михайловский Березвечский женский монастырь; Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (Браслав).

Летопись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря начинается в 992 году с момента основания Полоцкой епископской кафедры и строительства в 1044-1066 годах Полоцкого Софийского храма. Первоначально в конце XI — начале XII века на Сельце (на месте нынешнего монастыря) возвели храм-усыпальницу полоцких епископов и архиерейское поместье, рядом был деревянный Спасский храм.

В 1101-1108 годах в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии родилась будущая преподобная Евфросиния Полоцкая, носившая в миру имя Предслава. Князь Георгий Всеславич (†1129) был младшим сыном полоцкого князя Всеслава Брячиславича (1044–1101). Княжеский род Предславы происходил из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному русскому князю Владимиру Великому и Рогнеде (здесь и далее изложение данных сайта Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, http://spas-monastery.by/).

Юная княжна Предслава с детства прониклась божественным Словом и решила всецело посвятить себя служению Господу, тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была её родная тётя, вдова князя Романа. После беседы с Предславой блаженная княгиня удивилась «разуму отроковицы и её любви к Богу и повелела исполнить волю её. И огласил её иерей, и постриг её; и нарекли ей имя Евфросиния…».

По благословению епископа Илии Евфросиния перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе. «Вселившись же начала преподобная Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся». Однажды в сонном видении преподобной явился Ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. Следуя зову Божию, получив благословение епископа Илии, преподобная Евфросиния с одной из черноризиц отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она водворилась там при церковки Святого Спаса и стала ещё усерднее подвизаться в молитвах к Богу.

По прошествии некоторого времени начали приходить на жительство к преподобной Евфросинии девицы, искавшие спасения души и руководства опытной наставницы. Примерно в 1125 году образовалась иноческая обитель двадцатилетней преподобной Евфросинии.

Желая приобщить к иноческой жизни свою младшую сестру Градиславу, преподобная Евфросиния взяла её в свою обитель для научения грамоте. Впоследствии Градислава не захотела возвратиться в мир и была пострижена с именем Евдокия. Вскоре и Звенислава — дочь полоцкого князя Бориса Всеславича (†1128), родного брата отца преподобной Евфросинии, двоюродная сестра преподобной, также пришла к ней в обитель и принесла с собой богатое приданое, приготовленное ей к бракосочетанию. Звенислава тоже выразила желание избежать супружества и уневеститься Христу. С любовью приняла её игумения Евфросиния и «повелела иерею постричь её, – и нарекли ей имя Евпраксия».

В 1130 году полоцких князей Давида, Ростислава и Святослава-Георгия изгнали в Царьград (Византия). Дело в том, что Киевский князь Мстислав прислал полоцким князьям Всеславичам, потомкам полоцкого князя Всеслава Чародея, приказ «кривичам идти в поход на половцев». Всеславичи ответили несмешливо так: «Ты с Боняком Шелудяком (так звали половецкого хана) здоровы будьте оба и управляйтесь сами, а мы имеем дома что делать». Мстислав, естественно «вельми оскорбяся», сразу после войны с половецкими кочевниками бросил против потомков Чародея дружины со всех украинских земель (здесь и далее цитаты из книги «Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. Орлов Владимир»).

Пятерых полоцких князей, в том числе и отца преподобной Евфросинии Полоцкой Святослава-Георгия, захватили в плен и увезти в Киев. После показательного суда их вместе с жёнами и детьми посадили на три больших челна и отправили в Византию. Тогда, видимо, и родилась белорусская пословица: «Мсщслау не аднаго сщснуу».

Византийский кесарь Иоанн, к которому прибыли изгнанники, приходился Рогволодовичам близким родственником, поэтому ссылка носила почётный характер. Кривичские князья не сидели в тюрьмах, а занимались привычным делом. Кесарь дал им воинов и послал против сарацинов (арабов), в войне с которыми полочане вскоре отличились и заслужили августейшую похвалу за воинское мастерство. Пока князья воевали с врагами Византии, киевские наместники грабили Полоцкую землю, ходили походами на её мирных данников, рубили головы гуслярам, которые отваживались петь былины о князе Всеславе Чародее.

Третий раз — после «кровавой свадьбы» князя Владимира с Рогнедой и загадочных смертей Рогнеды, её сына Изяслава и малолетнего Всеслава Изяславича — предпринималась попытка свести полоцкую династию со света. И вновь безрезультатно. Когда десятилетие спустя двое братьев Рогволодовичей, Иван и Василь, возвратятся из ссылки на родину, она уже будет освобождена от захватчиков. Полоцкое вече в 1132 году изгнало из города киевского ставленника Святополка и объявило полоцким князем внука Всеслава — Васильку: «Полочане же рекше: «лишается нас» и выгнаша Святополка, а Василка посадиша Святославича».

Обитель преподобной Евфросинии «у церкви Спаса» в Сельце духовно процветала и благоукрашалась. Когда в монастыре собралось много инокинь, преподобная Евфросиния захотела возвести на месте ветхого деревянного храма каменный. Под руководством талантливого мастера, зодчего Иоанна всего за тридцать недель в середине XII – второй половине XII века был воздвигнут величественный храм в честь Всемилостивого Спаса.

Вот в эту обитель преподобной Евфросинии Полоцкой, к этой уцелевшей в истории церкви XII века и привёла калужских путешественников наша «дорога к храму»…

(В конце ряда фотографий ссылка на видео о Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре).

Колокольный звон Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Величание. Хор Спасо-Евфросиниевского монастыря.

 

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты