Выход из подземелья Полоцкого Софийского собора нашей первой группы калужских путешественников был эффектным: после блуждания в холоде между остатками фундаментной кирпичной кладки XI века, мы поднялись по ступенькам к большому католическому распятию Иисуса Христа. Практически мы вышли из «подземного мира» на «свет божий», чтобы узреть «славу Господа Бога». Только слава эта оказалась католической…
Значение и символика крестного распятия Христа требуют отдельного подробного повествования и даже наш замечательный профессиональный экскурсовод несколько смешался, запнулся и постарался ограничить свой рассказ об этом элементе внутреннего убранства Полоцкого Софийского собора, сокрытого в отдельном помещении, из которого мы вышли в общий зал, на свет, в жизнь, к людям, к нашей второй группе калужан.
Дело в том, что облик нынешнего Полоцкого Софийского храма больше католический, чем православный, так как современное здание собора построено было в XVIII веке в стиле виленского барокко (архитектор-строитель Ян Криштоф Глаубиц, 1738-1750 годы). В XV веке первоначальный храм XI века был перестроен в крепость, затем в 1596 году собор передали униатам, в 1602 году храм опять был разрушен пожаром и восстановлен к 1618 году униатским епископом Иосафатом Кунцевичем, который активно насаждал греко-католическую веру в Витебске, за что был убит православными повстанцами. К началу Северной войны полоцкая София была уже не древнерусским храмом и в 1705 году русского царя Петра I и русских воинов встретили в храме монахи-базилиане, которые погибли , защищая мощи своего святого Иосафата Кунцевича.
Распятие Иисуса Христа в Софийском соборе Полоцка — это знаковый символ Брестской (Берестейской) церковной унии 1595 года — решения (согласия) ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Этот акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать эту унию (согласие, соглашение, решение), подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал «отступников» анафеме (анафема — отделение, изгнание, отлучение, проклятие).
Брестская уния способствовала возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к греко-католической церкви присоединилась Львовская епархия, а в 1702 году — Луцкая епархия и на этом завершился процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в греко-католицизм. Местная элита и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III поддержали униатов, поэтому традиционное православие перешло практически в нелегальное положение гонимое властями, лишилось многого церковного имущества. Главное — Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и установление духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским Московским государством. Вот откуда корни-то растут…
Только в 1620 году была на полоцкой земле восстановлена православная Киевская митрополия и православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны государства, но впоследствии дискриминация православия в Речи Посполитой вновь усилилась (так называемый «диссидентский вопрос»). В это же время, в качестве зеркальных мер, на территории Российской империи, в том числе на землях, отошедших к России от Речи Посполитой, гонениям подвергались приверженцы унии (грекокатолики).
Ликвидация последствий Брестской унии 1596 года началась в конце XVIII века с присоединением к России Правобережной Украины и Белоруссии. 12 февраля 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью было воссоединено более 1600 украинских (Волынь) и белорусских приходов с населением до 1 600 000 человек. 11 мая 1875 года в православие было возвращено 236 приходов с населением до 234 000 на Холмщине. В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской греко-католической церкви «Брестская уния 1595 года» на территории СССР была упразднена, а деятельность УГКЦ находилась под запретом советских властей до 1990 года. В настоящее время греко-католичество представлено Украинской, Белорусской и Российской греко-католическими церквями — поместными католическими церквями восточного обряда.
Вот почему в Полоцкой Софии сохранились скульптуры католических святых и Униатский крест Распятия. Вот почему современная Полоцкая София имеет облик, архитектуру, внутреннее убранство и церковное искусство западного католического образца, с элементами масонского символизма.
В первые века зарождения христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нём Спасителя. Первые Распятия появляются в V-VI веках, а после XII века уже возникают различия между Распятиями восточного и западного «стилей» церковного искусства, культуры, идеологии и мировоззрения. К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) видимые различия в православном и католическом распятиях стали идеологически, то есть полностью противоположными по духу, значению и смыслу.
Для православного церковного учения характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя уже Воскресшим, умиротворённым. На кресте Распятия побеждена смерть и Христос распростёр руки на кресте, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22) к Спасению. Вот почему ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми, закреплёнными на перекладине гвоздями.
Католическое церковное учение, наоборот, изначально создавало эффектные чувственные образы смирения, распятия, мучений, раскаяния, детально изображая муки Христа, Марии Магдалины, Иоанна Крестителя и т.д. К началу XVI века это стремление к натурализму выразилось в католическом Распятии, например, в «Откровении» католической святой Бригитты Шведской (1303-1373), предельно натуралистично рисующей крестные страдания Спасителя: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простёрты…».
На католическом Распятии тело Господа изображалось бессильно повисшим на руках, окровавленным, исполненным смертной муки. Особенность католического распятия — это скрещённые и пробитые одним гвоздём ноги Спасителя. Кстати, такое изображение Распятия потому, что в Риме хранятся, якобы, «три гвоздя, которыми, по утверждению католиков, пригвоздили ко кресту Сына Божия». Хотя бывают Распятия и с четырьмя гвоздями…
Распятие Христа в Софийском соборе Полоцка — принадлежит католической традиции XVIII-XIX веков и очень значимо демонстрируют полную латинизацию греко-католической униатской церкви данного времени. Калужане не стали спорить по этому поводу, а мирно прошли в зал храма, в котором с новой силой восхитились светом, красотой, пространством, верой, надеждой и любовью к жизни, которая преподносит нам новые сюрпризы. Наш выход был как радостное явление народу (нашей второй группе), место которой мы заняли на скамьях, а они пошли по нашему маршруту в подземелье храма. (Исторические сведения о Распятии даны в изложении статьи автора Саши Митраховича, Полоцк, Белоруссия, 14.06.2017 г.).