Ежегодное путешествие РОСПРОФПРОМ-Калуга. Софийский собор. Фундамент времён.

В XI веке на территории Восточной Европы главенствовали многие княжества, среди которых особо выделялись Новгородское, Киевское и Полоцкое, которые получили своё могущество активно действуя на речных торговых путях «из варяг в греки», то есть с Северо-Запада на Юг и Юго-Восток Евразии. Вот почему великие князья этих трёх княжеств хотели иметь в своих главных городах (столицах) величественные храмы, в частности, храмы Софии — Премудрости Божией, матери Веры, Надежды и Любви. Образцом для строительства Новгородской и Полоцкой Софий была величественная архитектура Киевской Софии — главного храма Киева.

Несомненно, при строительстве храмов в Киеве, Новгороде и Полоцке применялись техника, технологии, строительные приёмы и архитектурные решения как изначальные (византийские), так и местные, потому что эти здания строились по заказу своих князей, своими рабочими, из своих материалов, по своим желаниям, хотениям и потребностям. Кто и как строил эти храмы? Ответ на этот вопрос находится в подземелье Полоцкого Софийского храма, у его фундамента, который, как истинная машина времени, переносит нас в глубь времён. Сойдём же туда…

Новгород. Софийский собор: план, фасад, продольный разрез, поперечный разрез по восточным куполам (реконструкция) фрагмент мозаики

Как внешний архитектурный облик Новгородской Софии отличается от облика Киевской Слофии, так и Полоцкая София отличается от новгородской, потому что здесь, на западе Руси, сильнее было влияние традиционного деревянного зодчества и романской архитектуры Запада. Вероятнее всего при строительстве Полоцкой Софии сохранялись традиции старого деревянного первоначального храма, то есть мощные столбы, поддерживающие купола и кровлю, внутренние рубленые столбы, которые могли делить внутреннее пространство собора, двойные аркады хоров. Внешне Полоцкая София была строже и стройнее новгородской и, особенно, киевской и её здание было устремлено вверх, в небо, в свет. Такое небесное устремление создавалось гладкими стенами, отсутствием каких либо внешних утолщений, высокими узкими окнами без выступающих обрамлений, оптимальным количеством куполов (семь).

Гладкость стен и простейшая форма окон были вынужденными, так как храм строился из дикого камня (булыжник, валуны) и специально изготовленного плоского (византийского) кирпича — плинфы. Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине (300×350×25 мм). Применялся в строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Плинфа меньших размеров использовалась как черепица. Плинфа изготавливалась из глины в специальных деревянных формах, сушилась 10-14 дней, затем её обжигали в печи. На многих плинфах находят клейма, которые считаются клеймами изготовителя.

В XI веке стены крупных зданий строили с использованием толстого слоя раствора «цемянки» — (от лат. caementum «щебень») — кирпичной или керамической крошки, добавляемой в известковый раствор для кладки стен. Цемянка повсеместно на Руси использовалась как связующее вещество аналогично современному цементу. Из-за того, что в цемянку добавлялся раскрошенный кирпич, она приобретала цветной оттенок (кирпичного цвета), поэтому стены киевской, новгородской и полоцкой Софий были также бело-красновато-бежевого цвета. Кроме этого, внешний вид стен соборов был «полосатым» из-за слоёв дикого камня и плинфы.

Из-за того, что древние строители укладывали вместе плоскую плинфу и дикие камни, которые были неравными по размерам, слои цемянки получались толстыми и пространство между булыжниками заполнялись плинфой (битой плинфой). При этом стены получались «полосатыми» — слой дикого камня, слой цемянки, слой плинфы и т.д. Через несколько рядов плинф укладывали ряд природного дикого камня. «Дикая» кладка была относительно непрочной, но упорядоченные слои плинфы (техника «утопленного ряда») повышали сейсмоустойчивость зданий.

В далёкой южной Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились (характерный пример византийской кладки стен — храм Иоанна Предтечи в Керчи, около IX века (Крым). Наоборот, вид полосатых красноватых стен и чередование слоёв природного дикого камня (обработанного с лицевой стороны) и плинфы считались образцом архитектурной красоты, придавали облику зданий естественность, понятность, привычность. Как говорится: «Что естественно, то не безобразно».

На Руси IX-XII веков «византийская плинфа» была основным строительным материалом для возведения стен каменных зданий, колонн и других конструктивных элементов. С середины XII века во Владимиро-Суздальской Руси плинфа будет заменена на белый строительный камень (известняк). С конца XV века в великом княжестве Московском будет повсеместно применяться формованный обожжённый кирпич современного облика.

В Полоцке местные строители улучшили технику кладки новгородской Софии, они выровняли стены храма, оставив с наружной стороны обработанные плоскости больших камней, а бежево-красноватый слой цемянки выровняли так, что каменная кладка стен получила свой собственный художественный облик и значение. Так, например, ровными рядами выкладывались стены построек и зданий Скандинавии, Британии, Западной Европы. Швы между камнями затирались цемяночной затиркой (известковый раствор с измельчённой в порошок плинфой) ровно, вровень с плоскостями обработанных «диких» камней и радов плинфы. Стены при этом получались ровными, красивыми, узорными.

Вот эту самую «дикую» и упорядоченную кладку в технике «утопленного ряда» фундаментов и стен Полоцкого Софийского собора мы увидели, спустившись на два с лишним метра в подземелье собора. Кстати, изначальные каменные полы первого каменного Софийского собора находятся здесь. Здесь же мы увидели следы работы строителей храма, их отпечатки, имена, клады…

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты