В XI веке на территории Восточной Европы главенствовали многие княжества, среди которых особо выделялись Новгородское, Киевское и Полоцкое, которые получили своё могущество активно действуя на речных торговых путях «из варяг в греки», то есть с Северо-Запада на Юг и Юго-Восток Евразии. Вот почему великие князья этих трёх княжеств хотели иметь в своих главных городах (столицах) величественные храмы, в частности, храмы Софии — Премудрости Божией, матери Веры, Надежды и Любви. Образцом для строительства Новгородской и Полоцкой Софий была величественная архитектура Киевской Софии — главного храма Киева.
Несомненно, при строительстве храмов в Киеве, Новгороде и Полоцке применялись техника, технологии, строительные приёмы и архитектурные решения как изначальные (византийские), так и местные, потому что эти здания строились по заказу своих князей, своими рабочими, из своих материалов, по своим желаниям, хотениям и потребностям. Кто и как строил эти храмы? Ответ на этот вопрос находится в подземелье Полоцкого Софийского храма, у его фундамента, который, как истинная машина времени, переносит нас в глубь времён. Сойдём же туда…
Новгород. Софийский собор: план, фасад, продольный разрез, поперечный разрез по восточным куполам (реконструкция) фрагмент мозаики
Как внешний архитектурный облик Новгородской Софии отличается от облика Киевской Слофии, так и Полоцкая София отличается от новгородской, потому что здесь, на западе Руси, сильнее было влияние традиционного деревянного зодчества и романской архитектуры Запада. Вероятнее всего при строительстве Полоцкой Софии сохранялись традиции старого деревянного первоначального храма, то есть мощные столбы, поддерживающие купола и кровлю, внутренние рубленые столбы, которые могли делить внутреннее пространство собора, двойные аркады хоров. Внешне Полоцкая София была строже и стройнее новгородской и, особенно, киевской и её здание было устремлено вверх, в небо, в свет. Такое небесное устремление создавалось гладкими стенами, отсутствием каких либо внешних утолщений, высокими узкими окнами без выступающих обрамлений, оптимальным количеством куполов (семь).
Гладкость стен и простейшая форма окон были вынужденными, так как храм строился из дикого камня (булыжник, валуны) и специально изготовленного плоского (византийского) кирпича — плинфы. Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине (300×350×25 мм). Применялся в строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Плинфа меньших размеров использовалась как черепица. Плинфа изготавливалась из глины в специальных деревянных формах, сушилась 10-14 дней, затем её обжигали в печи. На многих плинфах находят клейма, которые считаются клеймами изготовителя.
В XI веке стены крупных зданий строили с использованием толстого слоя раствора «цемянки» — (от лат. caementum «щебень») — кирпичной или керамической крошки, добавляемой в известковый раствор для кладки стен. Цемянка повсеместно на Руси использовалась как связующее вещество аналогично современному цементу. Из-за того, что в цемянку добавлялся раскрошенный кирпич, она приобретала цветной оттенок (кирпичного цвета), поэтому стены киевской, новгородской и полоцкой Софий были также бело-красновато-бежевого цвета. Кроме этого, внешний вид стен соборов был «полосатым» из-за слоёв дикого камня и плинфы.
Из-за того, что древние строители укладывали вместе плоскую плинфу и дикие камни, которые были неравными по размерам, слои цемянки получались толстыми и пространство между булыжниками заполнялись плинфой (битой плинфой). При этом стены получались «полосатыми» — слой дикого камня, слой цемянки, слой плинфы и т.д. Через несколько рядов плинф укладывали ряд природного дикого камня. «Дикая» кладка была относительно непрочной, но упорядоченные слои плинфы (техника «утопленного ряда») повышали сейсмоустойчивость зданий.
В далёкой южной Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились (характерный пример византийской кладки стен — храм Иоанна Предтечи в Керчи, около IX века (Крым). Наоборот, вид полосатых красноватых стен и чередование слоёв природного дикого камня (обработанного с лицевой стороны) и плинфы считались образцом архитектурной красоты, придавали облику зданий естественность, понятность, привычность. Как говорится: «Что естественно, то не безобразно».
На Руси IX-XII веков «византийская плинфа» была основным строительным материалом для возведения стен каменных зданий, колонн и других конструктивных элементов. С середины XII века во Владимиро-Суздальской Руси плинфа будет заменена на белый строительный камень (известняк). С конца XV века в великом княжестве Московском будет повсеместно применяться формованный обожжённый кирпич современного облика.
В Полоцке местные строители улучшили технику кладки новгородской Софии, они выровняли стены храма, оставив с наружной стороны обработанные плоскости больших камней, а бежево-красноватый слой цемянки выровняли так, что каменная кладка стен получила свой собственный художественный облик и значение. Так, например, ровными рядами выкладывались стены построек и зданий Скандинавии, Британии, Западной Европы. Швы между камнями затирались цемяночной затиркой (известковый раствор с измельчённой в порошок плинфой) ровно, вровень с плоскостями обработанных «диких» камней и радов плинфы. Стены при этом получались ровными, красивыми, узорными.
Вот эту самую «дикую» и упорядоченную кладку в технике «утопленного ряда» фундаментов и стен Полоцкого Софийского собора мы увидели, спустившись на два с лишним метра в подземелье собора. Кстати, изначальные каменные полы первого каменного Софийского собора находятся здесь. Здесь же мы увидели следы работы строителей храма, их отпечатки, имена, клады…