Ежегодное путешествие РОСПРОФПРОМ-Калуга. Софийский собор. Внутреннее убранство.

Полоцкий Софийский собор, вероятно, строился по тем же планам, облику и технологиям, по каким строились подобные храмы в Киеве и, особенно, в Великом Новгороде, хотя размеры храма были скромнее. при этом техника кладки фундамента и стен значительно ближе Киеву, чем Новгороду, а расчленение апсид двухступенчатыми нишами вовсе отсутствует в Новгороде. Однако полоцкий храм близок по размерам к новгородскому (полоцкий собор немного меньше — сторона квадрата 5,85 против 6,2 м), аркады и тут и там были двойными.

Сохранившееся в южном крыле западной стены современного храма окно аналогично положению и уровню (4,9 м) такого же окна новгородского собора, подобные окна обычно настолько тесно связаны с системой перекрытий под хорами, что в данном случае могут свидетельствовать о равной высоте хор обоих сооружений. Высота хор в новгородском храме резко индивидуальна и чрезмерна по отношению к каноническому образцу Киевской Софии, поэтому повторение её в меньшем полоцком соборе было бы явной ориентацией на новгородскую Софию. (Хоры — открытые галереи или балконы в храме, церкви).

Окна центральной апсиды в Полоцке начинаются на высоте 4,6 м, что опять-таки близко новгородскому собору и отлично от киевского. Положение окон стало, вероятно, причиной появления высокого (более 2 м), соответствующего по уровню окнам орнаментального пояса, отделявшего изображения на фресках святителей от проходившей над окнами «Евхаристии» (последней снаружи соответствует пояс высоких — выше окон — ниш, 2,85 против 2,38 м). (Справка: Апсида (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абсида (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре).

В современном облике полоцкого Софийского собора выше ниш проходят небольшие окна XVIII века, но, судя по перепаду в толщине стен, их основаниями служат остатки древних окон. Если это действительно так, то центральная апсида, как и в Новгороде, оказалась бы двусветной, и уровень начала верхних окон — 10,5 м — был бы одинаковым, но в Новгороде ему соответствует уровень хор.

Ниши на апсидах аналогичны проёмам киевской архитектурной школы, однако на стенах полоцкого собора — западной с сохранившимся окном и восточной — по сторонам апсид ниш нет, что похоже только на Новгородскую Софию.

Интерьер центральной апсиды Софийского собора очень красив и богат. Внизу в зале скамьи синтрона. В правой части зондажом открыта высокая полоса орнаментальной росписи на уровне окон апсиды (где обычно находились изображения святителей). Зондаж, видимый в средней части (вверху), показывает место бокового окна — видна обрамляющая его полоса и над ней изображение ноги и нижняя часть одеяния фигуры апостола Петра из композиции «Евхаристии». Окна, очевидно, поднимались от уровня, где сейчас находятся базы колонн. Ниже окон (где сделаны высокие постаменты) остается зона росписи, в которой могли быть помещены изображения святителей.

Уже сейчас ясна принадлежность облика внутреннего архитектурного убранства храма особому художественному и историко-культурному явлению — Софийским соборам середины XI столетия. Помимо посвящения, назначения общей композиции и строительной техники, их объединяет даже градостроительная ситуация: София Киевская ставится на территории нового города князя Ярослава Мудрого, София Новгородская — в укрепленном и расширенном княжеском детинце, София Полоцкая связана с перенесением сюда центра города со старого городища.

Нельзя не поразиться творческой активности искусства зодчества XI в. Каждый из соборов Святой Софии обладает редкостной оригинальностью облика. Полоцкая София выделяется удлинённой алтарной частью. Восточные подкупольные столбы находились в основном пространстве храма, алтарная преграда перемещалась, видимо, на один неф к востоку. План выглядит симметричным не только по продольной, но и по поперечной осям, особенно если учесть, что на месте поздних западных апсид мог располагаться нартекс — притвор, ларчик, шкатулка, каморка — помещение перед входом в храмгде останавливались людине имевшие права присутствовать на богослужениинапример, нежеланные гости, иноверцы, кающиеся.

В западной части собора хоры были устроены, скорее всего, как в киевском и новгородском храмах. В восточной части они могли бы распространиться в удлинённые промежуточные нефы и превратить боковые апсиды в двухэтажные. Но выделенность внизу трёх средних нефов говорит скорее здесь о сохранении обычного деления: хоры продолжены к востоку лишь над крайними нефами, три апсиды открывались на всю высоту, и поэтому (что было новым) пара высоких крестообразных столбов свободно поднималась перед ними, не будучи пересекаемой хорами.

«Список русских городов дальних и близких» упоминает о семи главах Полоцкой Софии. Пять из них, вероятнее всего, располагались канонично — центральная и четыре рядом с ней между сводами рукавов креста. Еще две поднимались либо над западным нефом, либо принадлежали двум лестничным башням и у западного прясла северного фасада.

Трудно представить Софийский собор XI века без нартекса (западной галереи), что было бы ещё некоторой аналогией новгородскому храму. Западная стена имела лишь один проём — в центре, поэтому входы на лестничные башни, вероятно, вели извне или же из нартекса (западной галереи).

Вероятнее всего, Софийский собор в Полоцке был простроен до 1066 года. В этом году полоцкий князь Всеслав Чародей захватил Новгород и увёз из его главного собора паникадило, что сразу, естественно, вызывает предположение о его намерении украсить драгоценным трофеем святыню родного города.

От столбов двойных аркад внутри собора сохранилась нижняя часть западного столба, потерявшая точную форму, от северного — круглый отпечаток на растворе. Обычно нижняя часть граненых столбов скругляется, но столб ставился на квадратное основание, поэтому все внутренние столбы в аркадах Полоцкой Софии были, вероятно, круглыми. Все эти следы архитектуры собора являются элементами и наследием византийской архитектуры, но в то же время свидетельством оригинальной архитектуры Древнерусского зодчества середины X — начала XII веков. (Изложение статьи А.И. Комеча «Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции»).

Современное внутреннее убранство и интерьер Полоцкого Софийского собора — это стиль и архитектура XVIII века. Красиво, богато, эффектно, значимо, идейно и, несомненно, с элементами западного масонского влияния. Смотрите сами…

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты