Ежегодное путешествие РОСПРОФПРОМ-Калуга. Софийский собор. Полотчане.

Город Полоцк назван по имени реки Полота, поэтому изначально город назывался Полотьск, затем Полацк, а уже ближе к современности — Полоцк, поэтому жителей города и окрестностей, вероятнее всего, правильнее называть не половчане, а полотчане или полоцчане. Какими были в X-XIII веках полотчане — строители Софийского собора в Полоцке? Ответ на этот вопрос даёт выставка «Музейная сокровищница (скрабница). Украшения жителей Полоцка и Полоцкой земли X–XIII веков».

Период X-XIII веков в культуре, верованиях и мировоззрении славян на землях Древней Руси X-XIII характеризуется постепенным переходом от родового строя к сословно-классовому, от языческих верований к христианству, что естественно и неизбежно отразилось в облике, украшениях, быте и поведении жителей древнерусских городов, в первую очередь, тех, которые имели тесные торговые и религиозные контакты с другими народами Запада, Юга и Востока.

По преданию в Полоцке вблизи Воловьего озера существовало капище языческого бога-громовержца Перуна и традиции культуры и быта язычества ещё долго сохранялись в славянском народе, а украшения отражали их языческие магические представления. По результатам раскопок курганных  могильников близ полоцких деревень Бельчицы, Глинище, Борки, Экимань и других известно, что женские и другие украшения раннефеодального Полоцка были близки к изделиям захоронений по языческому обычаю.

Самым распространённым видом украшений у восточных славян являлись височные кольца. В Полоцке обнаружены височные кольца кривичей, изготовленные из согнутой бронзовой проволоки, монетовидные женские подвески с орнаментальными розетками, отражающими языческую символику. Орнамент, имитировавший цветок с 12 лепестками, воплощал комплекс верований древних славян в пантеон языческих богов.

Полоцк, как и другие города X-XIII веков, был построен из дерева. Деревянную постройку легче построить, утеплить, в ней всегда уютно и сухо. Бревенчатыми были не только жилища простых людей, но также боярские хоромы. С распространением христианства в Полоцке возводились монументальные деревянные культовые здания, при этом немногочисленные каменные постройки резко выделялись среди разнообразных деревянных сооружений. В этих зданиях и сооружениях воплощались изобретательность славянского народа, его творческие силы, а также понимание прекрасного, его художественный вкус.

Никакой другой город на территории Белоруссии не может сравниться с Полоцком по количеству монументальных сооружений XII в. Церковные сооружения возводили самые талантливые мастера. Внешний и внутренний вид церквей производил на людей очень сильное впечатление. Особенно прекрасным и значительным был Полоцкий Софийский собор, который был построен во время правления князя Всеслава Брячиславича (Чародея) в середине XI в. на месте сгоревшего деревянного собора.

То, что примерно в это же время были построены кафедральные соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде и Полоцке, свидетельствует о глубоких корнях связей, единой исторической судьбе трёх славяно-русских городов и культур, а также о том, что Полоцк и Полоцкое княжество было наравне с двумя крупнейшими центрами Древней Руси. Таким образом, по украшениям древних полотчан и воссозданным методом реконструкции скульптурным портретам можно увидеть как выглядели жители Полоцка, строители храма Святой Софии, наши общие славянские предки.

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты