Несомненно, важнейшая достопримечательность и гордость Полоцка — это Софийский собор (белор. Сафійскі сабор) — памятник архитектуры XI-XVIII веков, практически самая первая значимая каменная постройка на территории Белоруссии. Первоначально этот храм был возведён в середине XI века в византийском стиле с участием византийских мастеров. Освящён (посвящён) этот храм был Святой Софии.
Освящение храмов именем «Святая София» не случайное, все они посвящаются Софии-Премудрости Божьей. София, Премудрость (др.-греч. Σοφία «мастерство; знание, мудрость»; ивр. חכמה Хохма) — это понятие в античной и средневековой философии, иудаизме, гностицизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.
В дофилософском употреблении «софия» — это «разумное умение в творчестве» (Гомер); «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель). В иудаизме — космическое, часто женское существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира; аналог «Тары в буддизме» и «Матери Книги» в исламе. В христианстве «София» — это «сам Христос, вочеловечившийся Бог-Слово».
Ныне понятие и образ «Софии» воспринимается как «олицетворённая мудрость Бога», мать Веры, надежды и Любви. Представление о «Софии» как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.
Персонально в истории было шесть древних Софий, которые почитаются за их святость:
Мученица София — самая почитаемая из прочих обладательниц этого имени. Мать Веры, Надежды и Любови. Почитается 30 сентября (17 сентября по старому стилю).
София Римская — ум. в 304 г., мощи хранятся в Эшо.
София Суздальская — преподобная. Великая княгиня, в миру Соломония Сабурова, 1-я жена Василия III. 29 декабря (16 декабря по старому стилю).
София Слуцкая — княжна. 17 июня (4 июня) (Белорус.), 1 апреля (19 марта по старому стилю).
София Египетская — мученица. 1 октября (18 сентября. по старому стилю).
София Фракийская — преподобная. 17 июня (4 июня по старому стилю).
Соборы-храмы Святой Софии построены в: Софии (Болгария, VI век, первый храм был построен в 311-313 годах), Константинополе Византия, Турция, Стамбул, 532-537), Салониках (Византия, VII-VIII века), Охриде (Северная Македония, XI век, первый храм в 852-889 годах), Киеве (XI век, 1036), Великом Новгороде (XI век, 1045-1050), Трабзоне (Византия, 1238-1263), Гродно (годы существования 1389-1793), Вологде (XVI век, 1568-1570), Тобольске (Зауралье, 1683-1686), Лаишево (Татарстан, 1767) и Царском Селе (С.-Петербург, 1782-1789).
Собор Святой Софии в Полоцке — это третий храм, построенный на Руси (XI век, 1038-1060) после храмов в Киеве и Новгороде, самая древняя христианская святыня Беларуси, четвёртый в мире храм Святой Софии, один из первых монументальных православных храмов в Придвиньи, живая история Беларуси и её гордость. Софийский собор – душа города Полоцка.
Первоначально Собор святой Софии был одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси, один из самых ранних в Древней Руси. Храм достраивался и перестраивался под насущные нужды в 1044-1066 годах, когда князем в Полоцке был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали очень красивое – на правом берегу Двины, в том месте, где в неё впадает речка Полота, от которой городище получило название Полотськ (Полотск, Полоцк). Вероятнее всего, на этом высоком месте когда-то было языческое капище и стояли деревянные идолы…
Наличие в Полоцке соборной церкви с именем «Святая София» особо подчёркивала статус Полоцкого княжества, уравнивало его с Киевским и Новгородским княжествами, фактически заявляло о наличии третьей (Белой) Руси. Храм изначально выглядел очень внушительно и своими многочисленными куполами напоминал плывущий над Двиной белый корабль.
Первое косвенное упоминание о Полоцкой Софии было в Новгородской летописи — за 1066 год. В Воскресенской летописи 1156 года отмечен «Палтэск на Двине и на Палате и деревянная, святая София в седьмой версии». Крупнейшее для своего времени здание собора Святой Софии упоминается в «Слове о полку Игореве» (XII век): «Тому в Полотьск позвониша заутренюю в святые Софеи в колокол, а оне в Киеве звон слышаше». Для полочан, киевлян и новгородцев образ храма и Святой Софии означал главное — единую духовную человеческую общность славянских народов; единство общенародных традиций, обычаев и ритуалов; проявление единства жителей княжества; общее мировоззрение, культуру, этику и эстетику поведения, жизни и совместных действий; базис языческой религиозно-философской идеологии Древнего Русского Мира, праславянской цивилизации.
Собор Святой Софии изначально строился как укрепление, крепость, замок, цитадель. Каменное здание собора строилось по византийским технологиям и традициям, но и в традициях полоцкого зодчества, чтобы полочане приняли облик храма как торжественный, значимый, но и знакомый, близкий и понятный.
Толщина стен храма 1,45 м была равна «малой сажени, то есть расстоянию от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см. Такие размеры каменной кладки фундамента и стен храма, видимо, были удобны рослым строителям с размахом рук на 1,78 м («маховая сажень», руки ровно в стороны на ширине плеч). В результате храм Святой Софии получился настоящей крепостью, которая во времена опасности скрывала князя с дружиной и ближнее окружение, так как располагался в Верхнем замке (городище) между хоромами князя и усадьбой епископа.
Кроме крепостной функции храм Святой Софии стал православным и культурно-просветительским центром Полоцкого княжества. Здесь находилась богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приёмы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов. Собор Святой Софии являлся олицетворением государственности, политической и экономической мощи Полоцкого княжества, поэтому «Полоцкая София» постоянно украшалась и часто перестраивалась.
Вот в этот-то храм истории, святости, духа, веры, надежды и любви радушно пригласили нас, калужан-путешественников, как официальную делегацию гостей из Калуги. Здесь нас ожидал сюрприз…