Профсоюзный Пятигорск. Десятый день. Кавказский соловей Алябьев.  

С понедельника 18 февраля 2019 года в Пятигорске началась прекрасная солнечная и тёплая погода. От былой хмари, ледяной мглы, тумана и сильного ветра не осталось ничего, кроме сильной простуды, полученной на вершине горы Машук. Радоваться надо осторожно… Днем 18 февраля 2019 года в Пятигорске была ещё сплошная облачность без просветов, но осадков и погодных явлений не наблюдалось. Давление было ниже нормы. Температура воздуха +2…+8°C. Ветер западный сильный 6–8 м/с, порывами до 17 м/с. Влажность воздуха 50–67%. Во вторник 19 февраля облачно, температура воздуха -4…+5°C, ветер западный умеренный 1–6 м/с, порывами до 12 м/с. Влажность воздуха 31–62%. В среду на десятый день пребывания в санатории им. М.Ю. Лермонтова уже было ясно, солнечно, температура воздуха днём до +8°C, ветер восточный слабый 0–4 м/с, влажность воздуха 26–67%. Самое то для прогулок-путешествий по городу и окрестностям.

В этот день нас ждал дом-музей знаменитого русского композитора, пианиста и дирижера Александра Александровича Алябьева (1787-1851). Этот музей является единственным в России мемориальным музеем А.А. Алябьева. Здесь в этом доме в 1832 году жил сорокапятилетний А.А. Алябьев и через 165 лет здесь (1997) открылся его музей — литературно-музыкальный отдел Государственного Музея-Заповедника М. Ю. Лермонтова. А. А. Алябьев — автор семи опер, почти двухсот романсов и большого количества других музыкальных произведений, пользовавшихся большим успехом в XIX веке, любимых в настоящее время и будущем. Наиболее известные и любимые произведения Александра Александровича Алябьева — это романсы «Вечерний звон», «Соловей» и «Нищая», ставшие символическими выражениями загадочной души многонационального русского народа.

Если вы думаете, что Александр Александрович Алябьев был композитор типа «сю-сю-сю» и «ля-ля-ля», то ошибаетесь, потому что его судьба необычная и драматичная: Александр Алябьев родился 15 августа 1787 года в семье гражданского губернатора Тобольска дворянина Александра Васильевича Алябьева (1746—1822). В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения, а в 1812 году участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-1814 гг. (3-й Украинский казачий полк — 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и во взятии русской армией Парижа. А.А. Алябьев награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память о войне 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк» (1815).

В 1823 году А.А. Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским. В начале 1825 года А.А. Алябьев был арестован по подозрению в убийстве отставного полковника воронежского помещика Т.М. Времева, партнёра по карточной игре. Гость Алябьева сильно проигрался, но платить отказался. Алябьев дал помещику пощёчину. Тот поспешно собрался и уехал в свою деревню, где вскоре умер от апоплексического удара. Тимофея Времева похоронили, но тут пошли слухи об его убийстве, тело выкопали и еще раз освидетельствовали. Доказательств убийства не нашли, но, несмотря на недоказанность обвинения, А.А. Алябьев был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. На самом деле основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость А.А. Алябьева к декабристским кругам. Император Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828 году, после 3-летнего заключения «в крепости», А.А. Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений. В 1832-1833 гг. Алябьев жил на Кавказе, нёс послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833-1834 гг. жил в Оренбурге, затем в Московской губернии.

Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 году А.А. Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году началась его дружба с А.С. Даргомыжским.

В Пятигорске А.А. Алябьев за короткое время написал несколько сочинений, в том числе известный романс «Тайна». Очередному сборнику романсов (1834), на обложке которого изображён вид Пятигорска, автор дал название «Кавказский певец», имея ввиду себя, потому что здесь, в Пятигорске, он вновь встретил Е.А. Офросимову (урождённую Римскую-Корсакову, 1803-1854), в которую был влюблён и которую после его ареста спешно выдали замуж. В 1840 году она овдовеет и станет наконец женой Алябьева. Именно ей и посвящены все эти сочинения. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года.

Умер композитор А.А. Алябьев в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Вот такой жил-был человек в России…

Известные сочинения композитора А.А. Алябьева:

романсы:

На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;

На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;

На слова Ивана Веттер: «Иртыш» (1829 г.), «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»

«Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),

«Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),

«Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),

«Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),

«Пахитос» (слова Ивана Мятлева),

«Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),

«Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),

«Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),

«Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).

оперы:

Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)

Буря (1830-е гг.)

Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)

Волшебная ночь (1838-39, не окончена)

Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)

Аммалат-Бек (1842-47)

оперы-водевили:

Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)

Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)

Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)

Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)

Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)

Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)

Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)

Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.

балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)

пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)

мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)

кантаты:

для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы

для дух. орк., в том числе увертюры

инструментальные ансамбли:

3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)

2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)

фп. квинтет (1815?)

соната для скр. и фп. (1834)

квартет для 4 флейт

квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.

пьесы и циклы вариаций для разных инструментов; фп. пьесы, в том числе соната, танцы; хоры и хор. обработки собств. соч.; романсы для голоса с фп. (св. 150); вок. ансамбли; обр. нар. песен, в том числе: Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833-35?) и др.; музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

В двух помещениях дома-музея А.А. Алябьева различные музыкальные инструменты и картины местных художников, экспозиция посвящённая теме Кавказа в творчестве и жизни А.А. Алябьева, а так же теме «Лермонтов в музыке». В музее выставлены подлинные нотные издания лермонтовского времени (более 1500 экспонатов). Здесь же редкие литографии с видами Москвы, картина М.Ю. Лермонтова «Атака лейб-гусаров под Варшавой». Кому-то музей покажется скудным, но у каждого свои запросы и потребности. Нас музей очень впечатлил своей музыкальной, художественной и духовной наполненностью. Впечатления зависят от воспитания и характера личности. Прилагаемые фотографии и видео-романс это хорошо выражают…

Вам также может понравиться...

Введите, пожалуйста, Ваше имя и адрес электронной почты