7 мая 2019 года десятки ветеранов, гостей и приглашённых калужан собрались у мемориального комплекса АО «Калугапутьмаш» в память заводчан, погибших в Великую Отечественную войну. 8 мая 1975 года (прошло 44 года) торжественно был открыт этот мемориал в память о погибших работниках Калужского машиностроительного завода (проект Л. Авдеева и В. Мотылёва, скульпторы: Т. Ган, В. Лаговский и И. Прилуцкий). Право открыть мемориал было предоставлено участнику войны директору завода Николаю Беляеву. В основание памятника заложили капсулу со священной землёй из крепости-героя Бреста. С тех пор ежегодно администрация, ветеранская организация и профсоюзная организация завода в канун Дня Победы 9 мая проводит встречу с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла 1941-1945 годов, чествует ветеранов, отдаёт дань памяти погибшим.
1620 заводчан ушли на фронт в годы войны. Калужский машиностроительный завод к 1941 году был старейшим и крупнейшим градообразующим предприятием города Калуги, на заводе трудились 7000 работников. Рабочие цеха №5 в полном составе ушли добровольцами на фронт. Сотни заводчан за героизм на фронте были награждены боевыми орденами и медалями, сотни погибли… Один из работников завода майор Александр Карпов стал дважды Героем Советского Союза, а один из них. Оставшиеся на заводе трудились самоотверженно и эвакуировали завод в Красноярск. По приказу Государственного комитета обороны СССР об эвакуации Калужского машиностроительного завода № 589 от 3 октября 1941 года 4 октября была создана комиссия об эвакуации, а 6 октября в Красноярск был отправлен первый эшелон с оборудованием и специалистами. 10 октября 1941 года последний эшелон с оборудованием и заводчанами покинул Калугу. На фасаде цеха №3 Машзавода осталась надпись: «Смерть немецким оккупантам!», которая до сих пор с трудом, но различима на кирпичной основе стены.
Два месяца под артиллерийским обстрелом и бомбёжками эшелон с калужанами добирался до Красноярска и 7 декабря 1941 года началась разгрузка оборудования завода в чистом поле на окраине города. Невероятно быстро и спешно в мороз были выстроены временные бараки для работников, цеха для оборудования, подстанция электросетей и началось изготовление мин, снарядов, дивизионных противотанковых 76-миллиметровых пушек «ЗИС-3». Рабочая смена продолжалась более 8 часов до выполнения планового задания (завод выпускал 100 пушек в день). Условия работы и жизни заводчан в эвакуации были сравнимы с фронтовыми: грелись у костров и самодельных печек, часто работали под открытым небом, скудно питались в заводской столовой, жили в общих бараках и работали по принципу: «Всё для фронта, всё для победы».
17 декабря 1941 года войска 49-й, 50-й армий и 1-го гвардейского корпуса начали Калужскую наступательную операцию. 30 декабря 1941 года Калуга была полностью очищена от противника. Сержант 290-й стрелковой дивизии С. П. Андреев поднял над железнодорожным вокзалом красное знамя, который отчаянно обороняло подразделение СС, потому что на путях в тупиках стояли приготовленные к отправке вагоны с ценными грузами. В боях за Калугу было уничтожено более 5000 фашистов, захвачено 38 паровозов, 300 вагонов, 282 грузовые машины, 25 танков, 70 мотоциклов, 39 орудий. Особенно отличились 154-я и 258-я стрелковые дивизии, 112-я танковая дивизия, 885-й стрелковый полк 290-й стрелковой дивизии. После освобождения Калуги 50-я армия вошла в глубокий прорыв обороны гитлеровцев, нарушая тыловые коммуникации и сковывая действия немецких частей. В результате фашисты были отброшены к Юхнову, на 200 километров от Москвы.
Менее чем через неделю после освобождения Калуги, 5 января 1942 года, первые эшелоны из Красноярска стали возвращаться в родной город. В ещё не восстановленных цехах рабочие сразу же начали выпускать продукцию для фронта. В январе 1942 года калужский Машзавод был в руинах. Фашисты взорвали центральную заводскую котельную и подстанцию завода, моторосборочный, деревообрабатывающий, газогенераторный, заготовительный и дрезинный цеха и здание заводоуправления были сожжены. Восстановление завода шло параллельно с выпуском продукции для фронта. 27 января 1942 года восстановили взорванную заводскую ТЭЦ, которая помимо самого предприятия обеспечивала теплом и электроэнергией несколько калужских микрорайонов, при этом трудовой героизм проявил простой человек, слесарь Михаил Которев. Когда запускали ТЭЦ и зажгли топки, в них слетели с крепежей колосники. Михаил Которев, надев несколько телогреек и ватных штанов, облился с ног до головы холодной водой и вошёл в огнедышащую топку. За несколько минут он сумел восстановить колосники, сильно обгорел, но остался жив. Заводская ТЭЦ заработала, завод и город получили тепло и свет…
Калужский Машзавод входил в структуру Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС СССР или Наркомпуть) — государственный орган СССР, управлявший деятельностью железнодорожного и других видов транспорта Советского Союза в 1923-1946 годах, полностью военизированная организация с железной дисциплиной. На заводе действовал военный трибунал. Невыполнение дневной нормы или выпуск брака могли закончиться для виновных суровым наказанием по законам военного времени. Однако советские рабочие трудились не за страх, а за совесть, норму перевыполняли в среднем в два с лишним раза. Вот почему калужский Машзавод, возглавляемый в годы войны генерал-директором 3-го ранга Николаем Дмитриевичем Холодковым, который в общей сложности отдал заводу 15 лет, как победитель Всесоюзного соцсоревнования 22 раза получал переходящее Красное знамя НКПС. Сразу после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов это знамя было передано Машзаводу на вечное хранение и теперь хранится в заводском музее.
В годы войны калужский Машзавод помимо снарядов и мин выпускал дезинфекционные камеры, копры с дизель-молотами, газогенераторы, паровозные домкраты, паровые подъёмные краны на ходу, пневматические углепередатчики, железнодорожные прицепы. В клубе калужского Машзавода размещался эвакуационный госпиталь, в котором в том числе трудились и работницы предприятия, закончившие курсы санинструкторов. Молодые заводчане после тяжёлых смен на заводе приходили в этот госпиталь, чтобы выступить перед ранеными красноармейцами с песнями и стихами, подбодрить их. В годы войны калужский Машзавод сформировал несколько эшелонов, как санитарных, так и ремонтных. Самый первый ремонтный эшелон по восстановлению взорванных железнодорожных путей возглавил инженер Александр Константинов, представитель славной машзаводовской династии, чьё имя носит одна из улиц Калуги.
К сожалению, ветераны, работники завода, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов уходят в лучший мир. Последним из поколения воинов-победителей, ветеранов-заводчан был Александр Тимофеевич Кирюхин, но и его не стало в 2018 году. Поэтому по приглашению профсоюзного комитета АО «Калугапутьмаш» на митинге 7 мая 2019 года присутствовали работники завода — участники трудового фронта, ветераны труда, учащиеся подшефного техникума имени А.Т. Карпова и ребятишки из детского садика, который находится недалеко от проходной завода.
Дважды Герой Советского Союза лётчик-истребитель, командир эскадрильи 123-го (27-го) Выборгского гвардейского истребительного авиационного полка 2-го Ленинградского гвардейского истребительного корпуса ПВО, Александр Терентьевич Карпов с 1935 по 1939 года работал слесарем-инструментальщиком в цеху № 5 на Калужском машиностроительном заводе. Всего за время войны совершил 456 боевых вылетов, провел 97 воздушных боёв, лично сбил 27 самолётов противника и 9 — в группе. 30 июня 1944 года гвардии капитан А.Т. Карпов сбил очередной вражеский самолёт, который стал тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на советском истребителе «Як-1» в небе над Ленинградом. Он погиб в боях за город-герой Ленинград 20 октября 1944 года над водами Финского залива, ему было всего 27 лет. Бронзовый бюст А.Т. Карпова установлен в Калуге в сквере, названном в его честь. 7 мая 1990 года посмертно удостоен звания «Почётный гражданин города Калуги». Профессиональное училище № 1 в Калуге носит его имя. В честь А.Т. Карпова названа одна из улиц Калуги и в начале улицы установлена памятная доска. Ежегодно в октябре в Калуге проводятся Дни памяти А.Т. Карпова. В посёлке Левашово (Санкт-Петербург) именем А.Т. Карпова назван один из проспектов и средняя школа № 472. На АО «Калугапутьмаш», где он работал, установлена мемориальная доска.
Заводчане свято чтут память и отдают дань уважения героям. Первичная ветеранская организация АО «Калугапутьмаш» имеет в своих рядах 640 ветеранов, из них: участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – 15 человек, труженики тыла – 368, вдовы ветеранов – 30, бывшие малолетние узники – 32 человека. С приветственным словом к работникам АО «Калугапутьмаш» и присутствующим на митинге обратились Генеральный директор В.В. Савченков и председатель профсоюзного комитета Ю.Е. Костриков. Воинский караул внёс на территорию заводского мемориала почётное знамя завода. Ветеранов с почётом разместили на приготовленных для них местах. Выступавшие ветераны поделились своими мнениями впечатлениями о прошлом, нынешнем и грядущем, обратив внимание присутствующих на необходимость возродить славные рабочие и боевые традиции советских воинов и тружеников. Все присутствующие, особенно дети, искренне желали ветеранам здоровья и долгих лет жизни. Митинг завершился возложением к вечному огню памяти павшим корзин с цветами, венков и цветов. Работники калужского завода АО «Калугапутьмаш» твёрдо знают: «То что свято, то нерушимо»…
(По информационным материалам отдела управления персоналом, заводского музея и Игоря Фадеева).